Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













Семинар по ПОД/ФТ/ФРОМУ для банков
26.10.2019

"Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований Федерального закона N115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ"

Спикер: Сенюк Галина Владимировна - Главный экономист Департамента Финансового мониторинга и валютного контроля Банка России

Дата проведения: 26 октября 2019, начало в 10:00

Место проведения: г. Екатеринбург

Аудитория: Руководители и сотрудники отделов, групп финансового мониторинга кредитных организаций, кандидаты на руководящие должности

Страница семинара: http://proftest.ru/ec/programmy-obucheniya/programmy-dlya-bankov/podft_sem_bank.html

Программа семинара:

1.Комментарии к:

1.1.Федеральному закону от 27.12.2018 N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц"

1.2.Федеральному закону от 18.03.2019 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части регулирования обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов"

1.3.Указанию Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". О правилах составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом.

1.4.Указанию Банка России от 27.02.2019 N 5083-У "О внесении изменений в Положение банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

1.5.Указанию Банка России от 22.02.2019 N 5075-У "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".

1.6.Положению Банка России от 17.10.2018 N 655-П "О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

1.7.Распоряжению Правительства РФ от 25.12.2018 N 2930-р "Об утверждении Перечня хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах или акции которых находятся в собственности Российской Федерации"

1.8.Федеральному закону от 23.04.2018 N 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения"

2.О выполнении требований Федерального закона N 115-ФЗ по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

3.О применении мер за неисполнение законодательства Российской Федерации к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций.

4.Вопросы применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". 

Стоимость участия:

  • 12 500 рублей, без НДС. (Упрощенная система налогообложения на основании ст.346.12 и ст.346.13 главы 26.2 НК РФ).
  • При оплате до 1 октября  стоимость 11 000 рублей, без НДС. (Упрощенная система налогообложения на основании ст.346.12 и ст.346.13 главы 26.2 НК РФ).
  • Сертификация: По окончании обучения выдается Сертификат Научно-образовательного центра "Профтест".  

(Лицензия ЧОУ ДПО "НОЦ "Профтест" Серия 66Л01 N 0003717 рег N 17708 от 23 декабря 2014г.).

Вопросы по участию можете задать нашим консультантам:

Регистрация на семинар обязательна!

 
МФО не выдерживают нагрузки
17.09.2019

МФО не выдерживают нагрузки. Их количество может сократиться наполовину

Почти половина микрофинансовых организаций (МФО) готовы уйти с рынка либо объединиться с более успешными компаниями. К таким решениям их подталкивает непосильная регуляторная нагрузка, которая осложняется отсутствием понимания новых требований регулятора. Эксперты считают, что доля компаний, которые не смогут справиться с очередной волной регулирования, значительно больше и это обернется массовым уходом игроков в теневой рынок.

  Около 14% компаний микрофинансового рынка приняли решение закрыться из-за непосильной регуляторной нагрузки. Это следует из опроса крупнейших игроков, проведенного порталом Zaim.com. Еще 4% указали, что находятся на грани принятия такого решения. Остальные отметили, что работать "сложно, но можно".
  Вместе с тем значительная часть компаний считают, что для нормального продолжения деятельности им необходима консолидация:
Но глава МФК "Мигкредит" Олег Гришин сомневается, что многие игроки способны успешно провести консолидацию: "Вопрос слияния наиболее актуален для компаний, выдающих займы до зарплаты, но на этом рынке невысокие барьеры для входа и много слабых игроков, бизнес которых не структурирован для продажи. Слабым объединение не поможет из-за отсутствия необходимых компетенций, сильным игрокам проще развить свою компетенцию, чем тратить время и бюджет на консолидацию и интеграцию".
  Директор СРО МФО "МиР" Елена Стратьева считает, что компаний, которые не смогут справиться с очередной волной регулирования, будет больше: "По нашей оценке, около 60% компаний, добровольно покинувших реестр ЦБ в первом полугодии 2019 года, уходили из-за невозможности перестроить свою бизнес-модель под новые требования законодательства". Причем это произошло до вступления в силу новых требований (в том числе ограничивающих максимальную переплату уровнем 100%). Таким образом, масштабная "чистка" рынка не закончилась, а только набирает обороты, полагает госпожа Стратьева.
  Микрофинансисты называют основной проблемой не саму регуляторную нагрузку, а отсутствие четкого понимания новых требований. 64% МФО считают, что ЦБ идет по пути "унификации" надзора за их рынком, подгоняя его под понятные им банковские нормативы, и очень скоро микрофинансисты будут регулироваться как банки. 14% компаний все еще надеются, что ЦБ никогда не сделает для МФО регулирование, аналогичное банковскому. По словам гендиректора МКК "За15минут" Евгения Тисленко, при всей схожести у МФО и банков есть существенные отличия. "Но все последние действия регулятора недвусмысленно свидетельствуют о том, что управлять по одному лекалу ему гораздо проще",- отмечает он. По словам представителя одной из компаний, у ЦБ есть цель "оставить несколько крупных, с которыми у него договоренности и которые легко контролировать".
  В Банке России на запрос "Ъ" заметили, что оценка влияния на микрофинансовый рынок регуляторных изменений 2019 года содержится в аналитическом материале "Тенденции микрофинансового рынка" по итогам второго квартала. В нем отмечалось, что "количество МФО в реестре Банка России во втором квартале продолжало снижаться после девяти месяцев стабильности: рынок покинули 160 компаний, включена в реестр 121 компания". Таким образом, "на фоне усиления регулирования данный сегмент финансового рынка остается привлекательным для новых участников при четком бизнес-планировании, диверсификации бизнес-моделей и модернизированном подходе к оценке риска",- говорилось в документе ЦБ.
  Эксперты отмечают, что дальнейшее наращивание регуляторной нагрузки на участников рынка будет раздувать теневой сектор. "В него постепенно перемещаются те, кто не хочет терять своего клиента,- говорит аналитик ГК "Алор" Алексей Антонов.- Потребители же таких услуг по-прежнему нуждаются в займах, поскольку уровень их доходов не растет". При этом, по его словам, защита прав таких заемщиков уже не будет обеспечена законодательными нормами.

Источник: Коммерсант.ру https://www.kommersant.ru/doc/4095011



 

 
Инвестиционных советников исключат из субъектов закона о противодействии легализации преступных доходов
17.09.2019

Инвестиционных советников исключат из субъектов закона о противодействии легализации преступных доходов

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект N654778-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части применения отдельных норм Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к инвестиционным советникам и держателям реестра.

  Документом предлагается исключить инвестиционных советников из перечня субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". При этом, к организации, совмещающей деятельность по инвестиционному консультированию с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, нормы ФЗ будут применяться в части осуществления деятельности, предполагающей совершение операций с имуществом клиентов.
  Профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, законопроект наделяет правом проводить упрощённую идентификацию лиц при открытии и ведении лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг.
  Помимо этого увеличивается периодичность (с одного раза в год, до одного раза в три года) обновления держателем реестра информации и наделение держателей реестра правом поручать проведение идентификации другим категориям профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Источник: Экономика и жизнь https://www.eg-online.ru/news/406478/



 

 
Госдума запросит в ЦБ данные об условиях обеспечения кредитов по проектному финансированию
17.09.2019

Госдума запросит в ЦБ данные об условиях обеспечения кредитов по проектному финансированию

Госдума приняла протокольное поручение комитету нижней палаты парламента по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям запросить в ЦБ информацию, касающуюся утверждения исчерпывающего перечня форм обеспечения кредитов, которые предоставляются на принципах проектного финансирования. Поручение инициировано депутатом от фракции "Единая Россия" Айратом Фарраховым.

  С 1 июля 2019 года в РФ вступил в силу новый механизм финансирования капитального строительства, который призван защитить права дольщиков, привлечение средств граждан допускается только с использованием эскроу-счетов, напомнил автор поручения.
  Правительство и Банк России провели мероприятия для решения возникающих вопросов, в том числе выпустили совместные рекомендации в целях определения оптимальных процедур взаимодействия уполномоченных банков и застройщиков. Несмотря на проведенные мероприятия, от застройщиков продолжают поступать обращения, касающиеся условий предоставления банковского кредита, говорится в тексте документа. "По данным регулятора на 26 августа, в 36 субъектах РФ не открыто ни одного счета эскроу для расчета по договорам долевого участия", - такие сведения приводит автор поручения.
  Наиболее острым и распространенным вопросом в таких обращениях является вопрос о залоговых требованиях. "Застройщики обращают внимание на то, что в разных кредитных организациях существуют различные требования к залоговому обеспечению, ряд требований является избыточным, что приводит к увеличению срока рассмотрения заявок или отказам в предоставлении финансирования", - отмечается в поручении.
  В связи с этим комитету Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поручено запросить в ЦБ РФ информацию о возможности утверждения исчерпывающего перечня форм обеспечения кредитов, которые предоставляются на принципах проектного финансирования, а также рекомендаций кредитным организациям по их использованию и раскрытию информации о залоговых требованиях.

Источник: Банки.ру https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10906340



 

 
ЦБ изучает возможность введения показателя долговой нагрузки для ипотечных заемщиков
17.09.2019

ЦБ изучает возможность введения показателя долговой нагрузки для ипотечных заемщиков

   Регулятор в настоящее время изучает данные банков, полученные в рамках стресс-тестирования
   Банк России изучает возможность применения показателя долговой нагрузки заемщика (ПДН) для ипотечных кредитов, сообщил замначальника управления макропруденциального анализа департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Евгений Румянцев на конференции Equifax Infoday.
   "До конца года мы планируем вынести вопрос [на совет директоров Банка России] о введении надбавок в зависимости от ПДН для ипотеки", - сказал он.
   Румянцев пояснил, что сейчас регулятор проводит калибровку надбавок в зависимости от ПДН, изучает данные банков, полученные в рамках стресс-тестирования. "По ощущениям, мы должны где-то к концу года успеть с калибровкой. Но не стоит пугаться. В ипотеке все намного лучше с рисками, чем в потребах [потребительских кредитах]", - отметил он.
   С 1 октября 2019 года ЦБ вводит новый инструмент ограничения рисков потребкредитования - показатель долговой нагрузки заемщика, в дополнение к уже имеющимся коэффициентам риска по необеспеченным потребкредитам для банков.

Источник: ТАСС https://tass.ru/ekonomika/6894131

 
ЦБ включил НРА и НКР в реестр кредитных рейтинговых агентств
17.09.2019

ЦБ включил НРА и НКР в реестр кредитных рейтинговых агентств

Банк России принял решение внести в реестр кредитных рейтинговых агентств сведения о двух участниках рынка

   Национальное рейтинговое агентство (НРА) включено в реестр аккредитованных кредитных рейтинговых агентств Банка России. Включение в реестр позволит агентству присваивать кредитные рейтинги национальным эмитентам, а также повысить доверие к оценкам НРА со стороны участников российского финансового рынка. В ближайших планах НРА - разработка и внедрение новых кредитно-рейтинговых методологий для предоставления расширенной линейки рейтинговых продуктов, а также расширение спектра дополнительных продуктов и услуг, востребованных рынком.
   Также Банк России включил в реестр кредитных рейтинговых агентств "Национальные кредитные рейтинги" (НКР), и с этого момента агентство получило право присваивать кредитные рейтинги. ЦБ аккредитовал НКР всего через семь месяцев после создания агентства. Это абсолютный рекорд для российского рейтингового рынка. Аналитический и методологический блоки НКР сформированы из сотрудников, имеющих большой опыт работы в российских и зарубежных рейтинговых агентствах и крупнейших банках. Агентство обеспечит рейтинговое покрытие российских финансовых институтов и компаний - как крупнейших корпораций, так и организаций сегмента среднего бизнеса.

Источник: Банковское обозрение https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fbosfera.ru%2Fpress-release%2Fcb-vklyuchil-nra-i-nkr-v-reestr-kreditnyh-reytingovyh-agentstv&d=1

 
Банк России поддерживает кредитование малого бизнеса и смягчает регулирование для банков с базовой лицензией
17.09.2019

Банк России поддерживает кредитование малого бизнеса и смягчает регулирование для банков с базовой лицензией

   Принятые изменения устанавливают отдельный порядок формирования резервов по портфелям однородных ссуд субъектам малого и среднего предпринимательства, оценка риска по которым проводится на основании внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика без использования его официальной отчетности.
   Аналогичный порядок может применяться и к портфелям однородных требований (условных обязательств кредитного характера), относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
   Предоставлена возможность группировать ссуды, выданные заемщикам - физическим лицам, биометрическими персональными данными которых располагает кредитная организация, в портфели однородных ссуд с уменьшенным размером резерва.
   В отношении ссуд, по которым выявлены факты недействительности документов, удостоверяющих личность заемщика, не применяется резерв в размере 100% при наличии биометрических персональных данных заемщиков.
   Для формирования резервов уточняются критерии, применяемые при определении уровня кредитоспособности заемщиков-застройщиков, использующих счета эскроу в долевом жилищном строительстве.
   Также кредитным организациям предоставляется право принимать решение о неухудшении качества обслуживания долга по ипотечным ссудам, выданным заемщикам, которые решат воспользоваться ипотечными каникулами, вне зависимости от оценки их финансового положения, и, как следствие, право не увеличивать размер формируемых резервов на возможные потери.
   Кроме того, вводятся регуляторные послабления для банков с базовой лицензией в рамках реализации концепции пропорционального регулирования. В частности, для них предусмотрено неприменение повышенного коэффициента 2,0 при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по требованиям к организациям, единственным учредителем которых является государство; к заемщикам, требования к которым на момент получения банком-кредитором базовой лицензии относились к I или II категории качества в целях формирования резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам (данная льгота будет действовать в течение 5 лет с даты изменения банком-кредитором статуса на "банк с базовой лицензией"); к субъектам МСП в период с даты их исключения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства до конца года, в котором произошло данное исключение.
   Для банков с базовой лицензией также снижается в два раза (с 100 до 50) минимальное количество отдельных заемщиков - субъектов МСП, требования к которым могут быть включены в регуляторный розничный портфель, с применением к ним пониженного коэффициента 75%.
   Указания о внесении изменений в Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", изменений в Положение Банка России от 23.10.2017 N 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и изменений в Инструкцию Банка России от 06.12.2017 N 183-И "Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией" зарегистрированы в Министерстве юстиции и вступают в силу 24 сентября 2019 года.

Источник: Банк России http://www.cbr.ru/Press/event/?id=3870

 
Короткие кредиты ушли в прошлое
16.09.2019

Короткие кредиты ушли в прошлое. Ставки по ним снизились до уровня 2011 года

В июле ставка по коротким кредитам нефинансовым компаниям оказалась на рекордно низком уровне с октября 2011 года. Этот показатель чутко реагирует не только на снижение ключевой ставки Банка России, но и на ожидание этого. Таким образом, в перспективе года есть шансы и на установление абсолютного рекорда, отмечают эксперты.

  Банк России 13 сентября опубликовал данные о средневзвешенных процентных ставках по кредитам нефинансовым организациям. Оказалось, что в июле ставка по кредитам до года, составившая 8,7% годовых, была самой низкой почти за восемь лет. В октябре 2011 года она оказалась на уровне 8,6%. Наименьшее значение этого показателя приходится на июль и август 2011 года - тогда ставка два месяца держалась на отметке 7,9%.
  По мнению экспертов, этот рекорд может быть побит.
Впрочем, по его мнению, в ближайшие полгода снижение вряд ли превысит 0,5 п. п. Снижение может быть и более заметным. "Ставка по краткосрочным кредитам нефинансовым компаниям имеет большую эластичность к ожидаемым и фактическим изменениям ключевой ставки",- сообщил "Ъ" директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин.
  Средневзвешенная ставка по коротким кредитам нефинансовым организациям больше года превышала ключевую ставку более чем на 0,7 п. п. Более того, в июле она немного выросла по сравнению с июньским показателем - с 9,39% до 9,41%. "Ситуация, когда ставки до года выше, чем ставки на более длинном горизонте, может говорить, что участники рынка ждут снижения ключевой ставки",- уверен Станислав Волков.
  Действительно, в кулуарах Московского финансового форума глава ВТБ Андрей Костин отметил: ЦБ считает, что ключевая ставка должна быть на 2-3 п. п. выше инфляции. Таким образом, если целевая инфляция находится на уровне 4%, то ключевая ставка - в пределах 6-7%. При этом Андрей Костин допустил, что в условиях макроэкономической стабильности надбавка 2-3 п. п. к инфляции может снизиться до 1,5 п. п., тогда ключевая ставка может опуститься до 5,5%. "Но я все-таки думаю, что не ниже 6% в ближайший год уж точно, может быть, 6,5%",- заключил господин Костин.
  "На наш взгляд, если не произойдет усиления глобальной волатильности, ставка, скорее всего, будет снижена в декабре и, возможно, в марте",- говорится в аналитическом обзоре "Сбербанк КИБ". С таким прогнозом согласны и в РФПИ. "В годовом выражении темпы инфляции снизились с 4,3% до 4,25%, оставаясь в рамках наших ожиданий. Шансы увидеть уровни 3,6-3,8% к концу года довольно высоки с последующим снижением вплоть до 3% и ниже в первом полугодии 2020 года,- говорится в отчете фонда.- Поэтому цифры по-прежнему допускают возможность дальнейшего снижения ставки ЦБ еще на 25 б. п. в декабре, до 6,75%, а в 2020 году не исключаем ее сокращения вплоть до 6-6,25% во втором полугодии 2020 года".
  Рассматривать самые оптимистичные прогнозы все же не стоит. "В оценку нейтральной ставки входит не текущая инфляция, а ожидаемая инфляция - 4%, потому что это наша цель",- заявил в кулуарах Московского финансового форума глава департамента ДКП Банка России Алексей Заботкин. По его мнению, 4% - наиболее адекватная оценка ожидаемой инфляции и у ЦБ есть достаточно инструментов, чтобы возвращать инфляцию к цели. Но даже такое снижение, полагают эксперты, позволит установить новый рекорд минимального уровня ставок по кредитам компаниям до года.

Источник: Коммерсант.ру https://www.kommersant.ru/doc/4093934


 

 
ЦБ обозначил приоритеты развития информационной безопасности
16.09.2019

ЦБ обозначил приоритеты развития информационной безопасности

Совет директоров Банка России одобрил "Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019-2021 годов". Документ, как пишет пресс-служба регулятора, призван конкретизировать цели ЦБ по обеспечению устойчивости финансового рынка и повышению уровня его информационной безопасности.

  Функции соответствующего центра компетенций выполняет Департамент информационной безопасности Банка России. Согласно документу, информационная безопасность кредитных и некредитных финансовых организаций должна обеспечиваться на уровне инфраструктуры, прикладного программного обеспечения и приложений. Кроме того, приоритетное внимание необходимо уделять безопасности технологий обработки и протоколирования действий и операций. Защита прав потребителей финансовых услуг также является стратегической задачей регулятора: эта работа будет строиться на основе объективных данных по их финансовым потерям. Стратегия устанавливает метрики, по которым регулятор будет оценивать риск информационной безопасности в каждой поднадзорной организации на всех трёх уровнях и на основе этой оценки определять эффективность обеспечения информационной безопасности в масштабе всей кредитно-финансовой сферы.  
   К таким метрикам, в частности, регулятор отнёс соответствие поднадзорных организаций требованиям государственных стандартов в части защиты информации, непрерывности деятельности, управления рисками, аутсорсинга. Что касается приложений, то критерием оценки надлежащего уровня их защиты станет сертификация. "Точки сосредоточения риска" в используемых организациями кредитно-финансовой сферы информационных технологиях будут проактивно выявляться на основе анализа данных, характеризующих уровень риска по финансовым операциям, с применением технологии Big Data. В свою очередь для нейтрализации выявленного риска Банк России разработает методологию расчёта минимального размера финансового обеспечения, требуемого для покрытия потенциального ущерба (например, дополнительные требования к капиталу кредитных организаций, независимые гарантии, страхование). 
  Стратегия предполагает, что к 2021 г. будет сформировано полное видение уровня риска отдельных организаций кредитно-финансовой сферы, их готовности противостоять кибератакам (с точки зрения обработки киберриска и его финансового покрытия) и, как следствие, уровня готовности кредитно-финансовой сферы противостоять киберугрозам.

Источник: Экономика и жизнь https://www.eg-online.ru/news/406439/


 

 
В ЦБ назвали ограничители для роста российской экономики в 2020-2022 годах
16.09.2019

В ЦБ назвали ограничители для роста российской экономики в 2020-2022 годах

Ограничителем для роста российской экономики в 2020-2022 годах будет продолжающееся сокращение экономически активного населения. Об этом в докладе о денежно-кредитной политике сообщает Центральный банк России.

  "На среднесрочную динамику инфляции и рост экономики могут оказать влияние ожидаемые демографические тенденции. Продолжение сокращения численности экономически активного населения в ближайшие годы вследствие текущей возрастной структуры населения будет оставаться фактором, ограничивающим потенциальный темп экономического роста в 2020-2022 годах, даже с учетом положительного вклада от повышения пенсионного возраста", - говорится в документе.
  Регулятор отмечает, что дефицит предложения на рынке труда может отразиться на динамике заработных плат и оказать давление на инфляцию в сторону повышения. В то же время влияние демографии на инфляцию может быть смягчено, в случае если сокращение численности экономически активного населения будет компенсировано за счет повышения гибкости рынка труда.

Источник: Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10906237


 

 
Оплата товаров по QR-коду в интернете стала доступна для россиян
16.09.2019

Оплата товаров по QR-коду в интернете стала доступна для россиян

   Система быстрых платежей (СБП) стала доступна для оплаты товаров в интернете по QR-коду, первую такую покупку провели онлайн-ритейлер Wildberries и банк "Русский Стандарт", сообщили РИА Новости в пресс-службе кредитной организации.
   Банк России запустил систему быстрых платежей в начале этого года. С ее помощью россияне уже могут переводить друг другу деньги по номеру телефона, а торговые сети в рамках системы начали тестировать оплату товаров и услуг по QR-коду. Число банков-участников СБП постоянно растет, Сбербанк к ней пока не присоединился, но по закону будет обязан сделать это с 1 октября.
   Для оплаты товара через СБП в интернете покупателю необходимо будет просканировать QR-код, который отображается на компьютере, с помощью мобильного приложения своего банка на смартфоне и подтвердить оплату в приложении. Банк плательщика также должен быть участником системы. Деньги со счета покупателя поступят на счет магазина практически сразу после совершения покупки.
   "Система быстрых платежей проста и удобна, имеет ряд преимуществ по сравнению с привычными банковскими транзакциями, мы верим, что у нее хорошие перспективы для распространения среди наших покупателей", - полагает руководитель финансовой службы Wildberries Владимир Бакин.
   "Новая технология станет востребованной у большинства онлайн-магазинов. Сегодня мы активно работаем над внедрением всех сервисов оплаты с помощью QR-кода через систему быстрых платежей, который станет еще одним удобным способом безналичной оплаты и позитивно повлияет на развитие эквайринга и рост доли безналичных платежей в России", - отметила директор департамента эквайринга банка "Русский Стандарт" Инна Емельянова.
   По данным Национальной системы платежных карт (НСПК), клирингового центра СБП, 39% россиян регулярно расплачиваются безналично в интернет-магазинах за товары и услуги. Директор по развитию инновационных сервисов НСПК Дмитрий Колесников полагает, что новый способ безналичной оплаты с помощью СБП станет востребованным у россиян.

Источник: Агентство экономической информации ПРАЙМ https://1prime.ru/Financial_market/20190916/830323370.html

 
Банки против равенства с коллекторами
16.09.2019

Банки против равенства с коллекторами

   Банкиры обратились в Минюст с просьбой не распространять на них полномочия Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по контролю за взысканием долгов физлиц. Участники рынка настаивают, что в результате создается двойное регулирование, поскольку эту сферу уже контролирует ЦБ. Однако вряд ли этот аргумент изменит ситуацию. Банк России поддержал передачу контроля в части взыскания долгов граждан за банками в ведение ФССП, а эксперты полагают, что расширение ее полномочий позволит централизовать контроль.
   Ассоциация российских банков (АРБ) 13 сентября опубликовала письмо министру юстиции Александру Коновалову с просьбой учесть позицию сообщества при доработке проекта закона, вносящего изменения в ст. 14.57 КоАП. Документ предусматривает выведение из КоАП формулировки "за исключением кредитных организаций", из-за которой суды зачастую отказывались привлекать банки к ответственности за нарушения 230-ФЗ (о защите прав граждан при взыскании с них долгов). Также предлагается поднять штрафы для кредиторов в 2,5 раза до уровня, взимаемого с коллекторов, и разрешить сотрудникам ФССП рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 14.57 КоАП (см. "Ъ" от 5 сентября).
   В АРБ утверждают, что эти вопросы уже урегулированы: "Банк России обладает всеми необходимыми инструментами для надзора и привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушение N230-ФЗ. Ст. 74 86-ФЗ ("О Банке России") установлены достаточно жесткие административные меры воздействия Банка России на кредитные организации".
   Уравнивание штрафов для банков и коллекторов в АРБ считают необоснованным, поскольку последние - "профессионалы в области возврата просроченной задолженности, к которым предъявляются повышенные требования, в отличие от других кредиторов", а значит, уровень "общественной опасности" их нарушений выше. Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту не приводится аргументации в пользу необходимости установления штрафов именно в таком размере, говорится в письме. Передачу дел о привлечении к административной ответственности в ФССП банкиры также не поддерживают, считая, что "ввиду сложности" их должен рассматривать суд.
   До последнего времени на стороне банковского сообщества выступал и регулятор - в Банке России считали, что не стоит передавать ФССП контроль за взысканием в отношении банков (см. "Ъ" от 19 февраля). Но теперь в ЦБ пересмотрели отношение к данному вопросу и поддерживают законопроект.
   В Минюсте "Ъ" подтвердили, что обращение ассоциации поступило и находится на рассмотрении. Там добавили, что кредитные организации предлагается включить в число субъектов административного правонарушения ст. 14.57 КоАП и "установить ответственность за совершенное правонарушение, аналогичную" уровню сумм, для коллекторов "в целях исключения неравенства условий для лиц, совершающих действия по возврату просроченной задолженности" физлиц. Передать полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях ФССП предлагается "в целях обеспечения единства правовых подходов и методов при осуществлении уполномоченным органом государственного контроля требований законодательства".
   Эксперты считают передачу полномочий контроля за всеми взыскателями ФССП и введение единых правил игры обоснованными. "Банки заботятся о собственном благополучии и хотят сохранить уровень воздействия законодательных норм,- говорит партнер юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Горбунов.- Однако это, скорее, проходной аргумент, поскольку реальных случаев воздействия ЦБ на нарушителей при взыскании долгов припомнить не удается".
   По мнению юриста, усиление полномочий ФССП добавит внимания к каждому случаю нарушения закона, поэтому важно централизовать контроль. "Взыскание долгов физлиц должно регулироваться одним ведомством, а не несколькими,- соглашается глава "Юридического бюро N1" Юлия Комбарова.- Проблему надо решать в комплексе в отношении всех участников рынка взыскания". "У всех, кто занимается одной и той же деятельностью, вне зависимости от того, основной это вид деятельности или вспомогательный, должны быть равные права и обязанности,- считает президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.- Ответственность должна быть пропорциональна тем последствиям, которые наступили из-за нарушения закона".

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4094347

 
Поведенческий дозор: банки отказываются надзирать за собой
16.09.2019

Поведенческий дозор: банки отказываются надзирать за собой

Кредитные организации не хотят оплачивать создание СРО для разработки стандартов взаимодействия с потребителями

   Банки категорически против создания саморегулируемой организации (СРО), которая, по замыслу ЦБ, необходима для подготовки и внедрения стандартов взаимодействия с потребителями финуслуг. Совет одной из банковских ассоциаций - АРБ - уже единогласно высказался по этому поводу. В ходе XVII Международного банковского форума в Сочи решение должны были принять участники совета другой ассоциации - "Россия", но в итоге они даже не стали голосовать по этому вопросу. Это "Известиям" подтвердили председатель совета Анатолий Аксаков и президент ассоциации Георгий Лунтовский. Однако, как рассказали "Известиям" источники, близкие к банковскому объединению и ЦБ, кредитные организации, входящие в ассоциацию "Россия", также категорически не согласны создавать СРО.
   Банки должны создать саморегулируемую организацию для подготовки стандартов по взаимодействию с потребителями финуслуг - об этом в начале июля заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на пленарной сессии Международного финансового конгресса в Санкт-Петербурге. В противном случае Центробанк напишет эти правила сам. На данный момент из всех участников финансового рынка СРО не имеют только кредитные организации. Этот вопрос долго не поднимался, пока в России не начал развиваться поведенческий надзор, который в том числе предполагает установление правил продажи финансовых продуктов и защиты интересов их потребителей. Подобные стандарты уже приняты страховщиками и участниками рынка МФО.
   Банки, учитывая их долю на финансовом рынке, занимают первое место по количеству претензий со стороны потребителей. Это подтвердила и статистика, которую Центробанк опубликовал в начале августа. Так, более половины жалоб (57,5%, или 74 тыс.), поступивших в Банк России в первом полугодии 2019-го, традиционно пришлось на кредитные организации.
   В июле председатель ЦБ не обозначила срок, когда кредитные организации должны определиться с позицией по вопросу СРО. Но, как рассказали "Известиям" несколько источников, близких к банковским ассоциациям, принятия решения регулятор ожидал к середине сентября. В частности, "Россия" планировала провести голосование в ходе Международного банковского форума в Сочи. Совет ассоциации собрался в пятницу, однако голосования так и не случилось. Банкиры выступили категорически против создания СРО, рассказали собеседники "Известий", знакомые с ходом мероприятия.

Всё сами

   Переубедить кредитные организации не смог и первый зампред ЦБ Сергей Швецов, который выступил с яркой речью на одной из сессий форума, объяснив собравшимся преимущества самостоятельного решения. Правда, собеседники "Известий" утверждают, что в ходе мероприятия Сергей Швецов должен был представить последнюю редакцию законопроекта о банковском СРО, который разработал регулятор. Но этого не произошло. Сейчас для ЦБ важно получить принципиальное согласие от банкиров.
   - Процесс обсуждений внутри ассоциации шел вполне спокойно, - рассказал собеседник "Известий", близкий к ассоциации "Россия". - Но с момента форума в Петербурге к банкам постепенно приходило понимание всех последствий.
   Он пояснил, что к моменту голосования кредитные организации, просчитав свои издержки, временные затраты и риски, поняли: создание СРО - мероприятие более проблемное, чем норматив ЦБ (например, инструкция).
   Источник, близкий к Центробанку, имеет другое объяснение негативного отношения к саморегулированию со стороны кредитных организаций.
   - По моей информации, главными противниками СРО являются акционеры банков, поскольку не хотят получить вместо лоббиста в лице ассоциации фактически "маленького помощника ЦБ", - рассказал он.

Контра без про

   Почему банки выступают против создания СРО? На это есть официальная позиция, высказанная руководителями ассоциации "Россия": "нужно хорошо обдумать, зачем нужна саморегулируемая организация - только ли для создания стандартов, или у ЦБ есть иные планы".
   В ходе сессии на форуме в Сочи Георгий Лунтовский привел результаты опроса банкиров. Среди главных причин неприятия идеи создания саморегулируемой организации - "пересечение функций СРО с надзорными ведомствами (Банк России, Роспотребнадзор), дополнительные административные и финансовые издержки, отсутствие реальных механизмов воздействия на поведение банков в отличие от практики нормативного регулирования, функции СРО по контролю за деятельностью банков не позволят в полной мере реализовать задачи продвижения и защиты интересов банков".
   - Помимо финансовых издержек, банкам придется два-три года потратить на юридическую деятельность по созданию СРО и стандартов, базового и внутреннего, - уточнил один из собеседников "Известий".
   Но это лишь вершина айсберга. В нижней его части - многочисленные доводы, оглашать которые официально банкиры избегают. Больше всего представителей кредитных организаций беспокоит вопрос наделения СРО надзорными функциями. Однако о них пока даже нет речи, заявил Сергей Швецов, отвечая на вопрос "Известий".
   - Пока, судя по нашим переговорам, банки на надзор со стороны СРО вообще не готовы. Сейчас речь идет об их готовности или неготовности к тому, чтобы участвовать в создании стандартов. Прежде всего, профинансировать их, - отметил он.
   По словам источника "Известий", который знаком с содержанием законопроекта, в последнем его варианте предполагается такой вариант: первые два года соблюдение стандарта будет контролировать Центробанк, а потом надзор всё же перейдет к СРО. Впрочем, как отметил Сергей Швецов, есть "развилки", которые обсуждаются.
   Есть и еще один момент, который чрезвычайно беспокоит банкиров. При выявлении многочисленных нарушений СРО должна исключить участника из своих рядов. А это влечет за собой отзыв лицензии, поскольку, когда на рынке появляется саморегулируемая организация, членство в ней обязательно. Создавать СРО и получить лицензионный риск однозначно не входит в планы любого участника финрынка.

Без дедлайна

   Идеальным завершением дискуссии банки видят создание норматива ЦБ с правилами взаимодействия с потребителями финансовых услуг. Но это не устраивает сам Центробанк. По замечанию первого зампреда Банка России, этику трудно прописать в нормативном акте. Но банкиры усматривают в настойчивом стремлении регулятора продвинуть СРО другое.
   - ЦБ удобно переложить это на кредитные организации, поскольку сейчас поведенческий надзор не утвержден законодательно. И если Центробанк хочет его развивать, нужно вносить соответствующий законопроект. Не факт, что его примут, - пояснил собеседник "Известий", близкий к ассоциации "Россия".
   Собеседник "Известий", близкий к Центробанку, утверждает, что для регулятора важно доработать документ в ходе обсуждения с кредитными организациями. В любом случае процесс переговоров быстрым и легким не будет. Как заявил Сергей Швецов, дедлайнов не установлено, но не будет и патовой ситуации - если кредитные организации не создадут СРО, то это сделает регулятор.

Источник: Известия https://iz.ru/921721/anna-kaledina/povedencheskii-dozor-banki-otkazyvaiutsia-nadzirat-za-soboi  

 
Криптовалюта с человеческим лицом: инвесторов в цифровые активы предложено лишить анонимности
15.09.2019

Криптовалюта с человеческим лицом: инвесторов в цифровые активы предложено лишить анонимности

Ассоциация банков России (АБР) подготовила концепцию оборота децентрализованных криптовалют, по которой предлагается лишить анонимности инвесторов в эти активы. Эксперты оценивают меру как преждевременную и труднореализуемую. Для начала они предлагают разобраться с самым базовым регулированием, например, определить, к какому виду собственности относится криптовалюта.
В рамках XVII Международного банковского форума АБР представила концепцию оборота децентрализованных криптовалют. В ней, в частности, говорится, что эти активы смогут использоваться при взысканиях в рамках исполнительного производства, банкротства или налогообложения. "Модель предполагает, что по заявке кредитора агенты рынка смогут предоставлять услуги по установлению владельцев цифровых активов. Это даст возможность кредиторам в рамках судебной процедуры установить факт принадлежности цифрового имущества конкретному лицу",- уточнил вице-президент АБР Анатолий Козлачков.
Криптовалюта - актив, существующий в виде цифрового кода. Особенностью криптовалют является их децентрализованная "эмиссия" и обращение в рамках распределенной компьютерной сети. По данным ресурса coinmarketcap.com, общая капитализация криптовалют в мире на 12 сентября составляет $263 млрд.
По словам господина Козлачкова, как только появляется анонимность, возникает "большое количество соблазнов" и это ведет к росту преступлений с анонимными криптовалютами. Ранее Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием средств (FATF) называла угрозу криминального и террористического использования виртуальных активов "серьезной и неотложной", ожидая, что "все страны предпримут незамедлительные действия для реализации рекомендаций" группы (см. "Ъ" от 25 июня).
В частности, документ FATF предписывает контролировать обмен информацией о клиентах между участниками рынка. Ассоциация, уточнил господин Козлачков, пока не обсуждает конкретных юридических решений, речь идет лишь о "модели регулирования". В то же время он сослался на данные спецслужб, которые обладают программами, позволяющими определять имя владельца криптовалют. "Предлагаем сделать подобные программы легальными, чтобы эти данные могли стать доказательствами в суде",- пояснил он. Источники "Ъ" подтверждают, что такие программы существуют, но "по ним можно определить не более 1% инвесторов, поскольку редкий пользователь желает выступать неанонимно".
Один из собеседников "Ъ" пояснил, что к виртуальному кошельку прилагается приватный ключ (пароль). Привязать этот кошелек к определенному лицу невозможно, поскольку ключ, например, может быть передан другим лицам.
Эксперт RTM Group Евгений Царев также говорит о сложности привязки пароля к конкретному лицу. "Данные подобных программ могут быть только косвенными свидетельствами в суде",- поясняет он.
К тому же на сегодняшний день в России отсутствует не только законодательное регулирование создания и обращения криптовалют, но и само определение их как актива. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов отмечает, что "сначала необходимо разработать базовый понятийный аппарат, определить, как криптовалюта соотносится с другими объектами прав". Сейчас российские суды относятся к криптовалюте по-разному: одни полагают, что это имущество, которое можно продать (например, в делах о банкротстве граждан), другие - что незаконно даже распространение информации о возможности использования ее как средства платежа.
"Предложение АБР об установлении владельцев цифровых кошельков преждевременно. Нет смысла пытаться установить собственника того, что пока не признается в качестве объекта собственности",- считает адвокат Forward Legal Данила Бухарин. Более того, отмечает он, предлагаемая схема полностью зависит от желания эмитента криптовалюты раскрывать сведения о владельце кошелька.
По словам топ-менеджера одного из банков, концепция "довольно узко" отражает рынок криптоактивов. "Если реализовать предложение ассоциации, основная масса пользователей окажется сразу не в серой, а в черной зоне",- говорит он. По его мнению, необходимо так проработать законодательство, чтобы инвестор покупал криптовалюту так же, как, например, и ценные бумаги: приходил в отделение банка, верифицировался, открывал счет.
Совещание по регулированию рынка криптовалют у первого вице-премьера, министра финансов РФ Антона Силуанова состоится 18 сентября, сообщил на форуме глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. По его словам, как только будет выработана позиция по вопросу легализации криптовалют, она будет закреплена в законопроекте в течение двух недель. В любом случае, подчеркнул он, до 1 ноября этот вопрос должны решить.
Источник: КоммерсантЪ:https://www.kommersant.ru/doc/4089908

 
Минфин РФ удивлен предложениями ЦБ по изменению бюджетного правила
15.09.2019

Минфин РФ удивлен предложениями ЦБ по изменению бюджетного правила

Минфин РФ не будет менять бюджетное правило, удивлён предложениями ЦБ по этому вопросу, заявил журналистам замминистра финансов Владимир Колычев.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее в пятницу предложила обсудить повышение планки отсечения по цене нефти в "бюджетном правиле" в связи с планирующимся началом инвестирования из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
"Странно такие предложения слышать от Центрального банка. Это как если бы Минфин вдруг начал предлагать снизить ключевую ставку из-за проблем в банковском надзоре и регулировании. Конечно, подрывать доверие к экономической политике мы не будем - изменение правила не планируется. Также как и давать советы, как проводить денежно-кредитную политику", - сказал Колычев.
"Не стоит забывать, чем отличаются долговые инвестиции от расходов. Инвестиции - возвратны и возвращаются с определенной доходностью, а от расходов возвратности не может быть, и в случае с длящимися обязательствами их необходимо поддерживать ежегодно", - добавил он.
По словам замминистра, инвестиции из ФНБ ни в коем случае не должны носить квазибюджетный характер. "Чтобы такого не допустить, их доля в структуре долгового финансирования проектов должна быть не высокой, чтобы участвовали другие кредиторы, а ценовые условия должны быть коммерческие - такие же как у других кредиторов", - пояснил он.
"Ну и доля внутренних инвестиций из ФНБ не должна приводить к опасениям в действенности механизма бюджетных правил в части обеспечения снижения зависимости экономических условий от динамики цен на нефть. Кажется, куда конструктивнее обсуждать вот эти принципы, а не обсуждать в публичном пространстве неординарные предложения по проведению экономической политики", - заявил Колычев.
Источник: Агентство экономической информации Прайм: https://1prime.ru/finance/20190913/830321842.html


 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама