Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













У АСВ запросили расчеты: Минфин опасается расширения системы страхования вкладов
10.09.2019

У АСВ запросили расчеты: Минфин опасается расширения системы страхования вкладов

   Правительство готово поддержать законопроект по распространению системы страхования вкладов на отдельные категории юрлиц и физлиц, если новация не окажется слишком дорогой для Фонда страхования вкладов. В АСВ уверены, что влияние новации будет незначительным. В банках же опасаются, что принятие закона существенно увеличит их взносы в фонд.
   Правительство РФ намерено затребовать у депутатов Госдумы детальные расчеты к законопроекту, который расширяет категории застрахованных. Об этом в понедельник сообщил "Ъ" замминистра финансов Алексей Моисеев. Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков подтвердил "Ъ" эту информацию. Речь идет о депутатском законопроекте, внесенном в Госдуму в июле.
   Согласно документу, право на страховое возмещение планируется предоставлять садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам, товариществам собственников жилья, гаражным и гаражно-строительным кооперативам, жилищным и жилищно-строительным кооперативам, казачьим обществам, общинам коренных малочисленных народов РФ, религиозным организациям, некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг. Страховое возмещение по ним будет 1,4 млн руб. Кроме того, граждане в течение трех месяцев с момента продажи недвижимости будут иметь право на страховое возмещение до 10 млн руб. Также на повышенное страховое возмещение смогут рассчитывать получившие наследство, возмещение ущерба и т. д.
   Алексей Моисеев рассказал "Ъ", что Минфин хотел бы видеть, как повлияет принятие законопроекта на Фонд страхования вкладов. Анатолий Аксаков сообщил "Ъ", что официальный отзыв правительства на законопроект пока не поступал. Ранее, в августе, с критикой документа выступало Минэкономики, в свою очередь опасающееся чрезмерного увеличения взносов для банков.
   В АСВ на запрос "Ъ" сообщили, что поддерживают принятие законопроекта. По предварительным оценкам агентства, потенциальное увеличение страховой ответственности АСВ в связи со страхованием вкладов социальных НКО с применением лимита возмещения в размере 1,4 млн руб. можно прогнозировать на уровне 0,1-0,3%. Здесь также указали, что предусмотренный проектом рост лимита страховой защиты средств от продажи жилья не имеет значимой доли в пассивах банков. "Учитывая изложенное, потенциальные страховые выплаты не потребуют дополнительных финансовых затрат и могут быть обеспечены за счет текущих поступлений в фонд",- уверены в АСВ.
   По данным АСВ, взносы в Фонд обязательного страхования за второй квартал 2019 года перечислены 384 банками на сумму 50,3 млрд руб. За первый квартал, по данным агентства, 391 банк заплатил в фонд 48 млрд руб. По данным Банка России, на сегодня страхование вкладов физлиц на 99,5% покрывает наступившие страховые случаи (исходя из количества счетов физлиц), но лишь 57,4% от объема вкладов.
   По словам управляющего директора по развитию розничных продуктов Абсолют-банка Антона Павлова, сейчас из продающих недвижимость размещают всю сумму во вклад не более 2% граждан, которые планируют в ближайшее время покупку другой недвижимости. По словам главного экономиста ПФ "Капитал" Евгения Надоршина, логичнее было бы стимулировать расчеты по сделкам между физлицами через эскроу-счета, что как минимум сократит количество желающих размещать средства во вклад в банке в преддверии сделки. Согласно данным Росреестра в 2018 году только в Москве было зарегистрировало 156,43 тыс. договоров купли-продажи жилья.
   В то же время опрошенные участники рынка отметили, что увеличение лимитов по физлицам может негативно сказаться на банках, проводящих сделки на рынке недвижимости. "В законе нет уточнения, на какие банковские счета будет распространено действие законопроекта, и если оно коснется тех же аккредитивов по ипотечным сделкам, то нагрузка на банки с точки зрения взносов в Фонд страхования вкладов вырастет чрезмерно при небольших выплатах страхового возмещения",- отметил собеседник "Ъ" в крупном банке.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4087761

 
ЦБ не ввел функцию получения средств за оплаченный через СБП товар
10.09.2019

ЦБ не ввел функцию получения средств за оплаченный через СБП товар

   В случае отказа от товара, купленного по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП), деньги за него получить невозможно, сообщили "Ведомости". Сейчас такой метод оплаты уже тестируют несколько крупных магазинов, включая "М.Видео-Эльдорадо", Wildberries, "Детский мир", "220 вольт", re:Store и другие.
   Для того, чтобы оплатить покупки с помощью СБП, можно отсканировать QR-код торговой точки через мобильное приложение банка, ввести в приложении нужную сумму, далее банк спишет со счета деньги и переведет на счет магазина. Если QR-код динамический, то сумму не придется вводить вручную.
   Представители ЦБ и Национальной системы платежных карт (операционный центр СБП) пообещали, что к массовому запуску оплаты покупок через СБП опция возврата средств появится. Для этого не будут нужны изменения нормативных актов, уверил представитель регулятора.
   В середине августа ЦБ обязал системно значимые банки подключиться к СБП до 1 октября 2019 года. Сама система быстрых платежей запущена 28 февраля 2019 года. Она позволяет гражданам переводить по номеру телефона денежные средства между счетами в разных банках. За первые полтора месяца россияне перевели по системе быстрых платежей свыше 1 млрд руб. Как писал "Ъ", банк ведет переговоры с ЦБ о подключении к системе на особых условиях. В частности, он хотел установить комиссию за перевод в банк и из банка в размере 1%.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4087951

 
Опубликован проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов
10.09.2019

Опубликован проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов

   Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. В соответствии с законодательством Банк России ежегодно представляет документ Президенту России и Правительству РФ, а затем вносит на рассмотрение Государственной Думы.
   Денежно-кредитная политика Банка России нацелена на поддержание ценовой стабильности в российской экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.
   В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, которые являются стратегическим документом, Банк России разъясняет цели, основные принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу.
   Также в документ включены приложения и врезки по тем вопросам, по которым мнение Банка России или справочная информация представляют особый интерес в настоящее время. Среди них - расширенная информация о трансмиссионном механизме, обзор международного опыта ДКП, врезки о нейтральной ставке, оценке влияния курсовых колебаний на инфляцию, о подходах к использованию средств Фонда национального благосостояния.

Источник: Банк России http://www.cbr.ru/Press/event/?id=2853

 
Почти 40% прямых иностранных инвестиций - это уход от налогов. Подсчитали эксперты МВФ и Копенгагенского университета
09.09.2019

Почти 40% прямых иностранных инвестиций - это уход от налогов. Подсчитали эксперты МВФ и Копенгагенского университета

Как показало исследование, проведенное экспертами МВФ и Копенгагенского университета, около $15 трлн прямых иностранных инвестиций - фиктивные, и их единственная цель - минимизировать налоговые отчисления компаний, а никак не поддержать производительную деятельность. Эта сумма составляет почти 40% от всего объема прямых иностранных инвестиций в мире.
Изучив данные по объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в разных странах мира, эксперты МВФ и Копенгагенского университета пришли к интересному выводу. Зачастую ПИИ, которые должны способствовать укреплению производительной деятельности стран, в которые они вкладываются, оказываются лишь еще одним инструментом трансграничных инвестиций между компаниями, входящими в одну и ту же группу, и являются по сути фиктивными, просто проходят через многочисленные номинальные компании. Эти компании, называемые целевыми или специализированными, не занимаются реальным бизнесом, а лишь финансовой инженерией и часто в числе прочего ищут пути минимизации налогов корпораций.
В результате получается следующая картина. Объем ПИИ Люксембурга, страны с населением 600 тыс. человек, равен ПИИ США и намного превышает объем прямых иностранных инвестиций в Китай. Если разделить весь объем ПИИ этой страны на душу населения, получится $6,6 млн на человека, а это никак не соответствует реальным объемам производства Люксембурга. У Ирландии в 2015 году ВВП вырос на 26% как раз после того, как крупные международные корпорации перенесли туда свои нематериальные активы или стали использовать эту страну с низкими налогами, как базу для продажи цифровых услуг, не ведя там реальной деятельности.
Как отмечают эксперты, показательно, что значительная часть таких вот фиктивных ПИИ сосредоточена в известных налоговых убежищах мира:
Люксембург,
Нидерланды,
Гонконг,
Британские Виргинские острова,
Бермудские острова,
Сингапур,
Каймановы острова,
Швейцария,
Ирландия,
Маврикий.
На Люксембург и Нидерланды приходятся почти 50%, а на всю десятку - более 85% всех фиктивных прямых иностранных инвестиций, объем которых оценивается в $15 трлн при общем объеме мировых ПИИ в $40 трлн.
Среди стран, где больше половины ПИИ не являются реальными, эксперты называют также Великобританию, Кипр, Мальту и Венгрию.
При этом на фоне активизировавшихся в последние годы попыток регуляторов лишить международные корпорации возможности выводить прибыли из-под налогообложения путем регистрации отделений в стране с более низкими налогами, доля фиктивных ПИИ уверенно растет по мере увеличения общего объема прямых иностранных инвестиций. Так, на конец 2010 года фиктивные ПИИ составляли 31% от общего объема инвестиций, а к концу 2017 года - уже 38%. И те $15 трлн, которые, по оценкам авторов исследования, приходятся на фиктивные ПИИ сейчас,- это совокупный годовой ВВП Китая и Германии.
Авторы исследования делают вывод, что принципы ведения экономической статистики должны измениться с учетом этой картины, чтобы соответствовать тем вызовам, которые бросает глобализация.
Правда, они отмечают, что меры, принимаемые правительствами в последние месяцы для ликвидации слабых мест в системах налогообложения, должны принести свои плоды. Но при этом, подчеркивают эксперты, ключевым в этой ситуации является сохранение международного сотрудничества в вопросе налогообложения, учитывая степень глобализации мировой экономики.
Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4087516

 
МФО заинтересовались запуском Р2Р-площадок
09.09.2019

МФО заинтересовались запуском Р2Р-площадок

Стремясь компенсировать снижение доходов после увеличения регуляторных требований, микрофинансовые организации задумываются о запуске брендированных Р2Р-площадок кредитования.
Председатель совета СРО МФО "МиР" Эльман Мехтиев подтвердил, что многие игроки анализируют возможность переформатирования своего бизнеса из-за роста регуляторных ограничений. Еще одна причина интереса МФО к P2P - она не попала под регулирование закона о краудфандинге, принятого в августе 2019 года.
В ЦБ пояснили, что в качестве лиц, привлекающих инвестиции, закон определяет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций. При этом там указали, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность совмещения микрофинансовой деятельности с деятельностью оператора инвестиционной платформы.
Эксперты уверены, что регулятор скоро закроет данную лазейку, поскольку такая практика несет риски для граждан. Эксперты считают, что P2P-кредитование при разработке закона не учли, "потому что на тот момент ни одного крупного игрока на рынке не было". Со временем в законе наверняка появятся поправки, регулирующие данную деятельность.
Олег Гришин, гендиректор МФК "МигКредит", сомневается, что создание брендированных P2P площадок для кредитования физических лиц может стать перспективной темой для МФО.
"Скорее, такие платформы могут делаться для привлечения фондирования через занижение чека. Сейчас частные инвестиции в МФО не должны быть ниже 1,5 млн руб.
Если брать классический рынок P2P, то, по моим оценкам, он сейчас составляет порядка 3 млрд рублей. Это текущий объем рынка. Если говорить о потенциале, то я не думаю, что он вырастет больше чем в 2-3 раза. Занимать какую-то существенную долю на этом рынке для МФО вряд ли интересно.
Про большому счету это другая бизнес-модель. Какую компетенцию здесь можно вычленить из МФО? Пожалуй, только лишь оценку кредитного риска на конкретного клиента. Однако чтобы P2P-платформа успешно развивалась на таком маленьком рынке, ключевая компетенция должна быть в маркетинге. То есть это должна быть достаточно заметная "витрина" с достаточно большим клиентским трафиком.
Думаю, что такая бизнес-модель может быть не совсем адекватна понесенным затратам на раскрутку этой P2P-платформы, монетизации и комиссии, которую можно взять со стороны либо инвестора или получателя денег.
Нельзя забывать и о регуляторных рисках. Сейчас P2P не попали под регулирование закона о краутфандинге, принятом в прошлом месяце, но все может измениться.
Если резюмировать: учитывая маленький объем рынка, использование P2P-платформ для искусственных, нерыночных нужд, сырую законодательную базу, несоответствие затрат на продвижение и возможность получения доходов и, наконец, как саму бизнес-модель, "МигКредит" не готов в это ввязываться. Я не думаю, что это не игра в долгую".
Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4087069




 
Госкорпорации подпишут на ипотеку
09.09.2019

Госкорпорации подпишут на ипотеку. Новым ценным бумагам нашли инвесторов

Как выяснил "Ъ", согласованная Дом.РФ, ЦБ и Минфином "дорожная карта" развития ипотечных ценных бумаг (ИЦБ), по сути, свелась к продвижению одного типа - однотраншевых с поручительством госкорпорации. Предполагается, что спрос на такие бумаги обеспечит также государство: ВЭБу разрешат инвестировать в них пенсионные накопления, их смогут покупать госкомпании и госкорпорации. Это, по расчетам чиновников, позволит привлечь в ИЦБ около 7 трлн руб. Но участники рынка и эксперты относятся к новой идее осторожно.
  Как стало известно "Ъ", в конце августа на заседании в Минфине ЦБ, Минстрой, Минэкономики и госкорпорация Дом.РФ согласовали "дорожную карту" по развитию рынка ипотечных ценных бумаг. Она принята во исполнение указа президента, по которому к 2024 году ставки по ипотеке должны снизиться до 8%.
  Инструментом такого привлечения и должны стать облигации, выпускаемые под права требования по выданной ипотеке. Согласно "дорожной карте", предполагается выпускать однотраншевые ипотечные облигации с единым эмитентом "Дом.РФ Ипотечный агент" и поручительством Дом.РФ. Механизм таков: банк-кредитор продает портфель закладных ипотечному агенту (дочерняя структура Дом.РФ) и взамен получает ИЦБ (облигации). В случае возникновения просрочки по ипотечному кредиту Дом.РФ обязан выкупить дефолтную закладную. Банк может оставить ИЦБ на балансе или продать инвестору.
  ИЦБ с гарантией Дом.РФ предлагается внести в список разрешенных активов для инвестирования средства пенсионных накоплений, управляемых ВЭБом, госкомпаний и госкорпораций, средства накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, средства федерального бюджета по договорам репо.
  Согласно "дорожной карте", эти и ряд других мер позволят привлечь до 7 трлн руб., что будет способствовать снижению ставок для ипотечных заемщиков на 1-1,5 процентного пункта. Какой должна быть доля госсредств в инвестициях в ИЦБ, в Минфине, ЦБ и Минэкономики не ответили, в Дом.РФ указали, что она не может быть значительной.
На сегодняшний день львиная доля ИЦБ приходится на два госбанка - ВТБ и Сбербанк. Так, по данным Дом.РФ, всего было 12 сделок ИЦБ Дом.РФ на 321 млрд руб., в том числе ВТБ - три выпуска на 195 млрд руб., Сбербанк - два выпуска на 96 млрд руб. При этом 38% всех облигаций находятся на балансе банков-оригинаторов. "Получается странная история - либо оригинатор сам выкупает облигации и тем самым просто понижает свои нормативы, либо госбанк превращает кредиты в облигации с поручительством госкорпорации для вложения в них средств других госкорпораций,- полагает собеседник "Ъ" в крупном банке.- Выходит круговорот бюджетных денег в природе".
  Для повышения привлекательности бумаг для инвесторов "дорожная карта" предусматривает внесение поправок в закон о банкротстве, которые позволят обособить имущество, составляющее ипотечное покрытие по гарантированным Дом.РФ облигациям, в случае банкротства банка. По другим ценным бумагам таких исключений нет. Но эта идея не нашла поддержки у Минэкономики. Согласно таблице разногласий, там считают, что поправки противоречат базовым принципам банкротства - справедливой и равной защите прав кредиторов.
  Сами по себе для инвесторов однотраншевые ИЦБ с гарантией Дом.РФ выглядят не слишком привлекательной альтернативой ОФЗ. Так, в Росбанке указали, что для инвестора существует риск досрочного погашения портфеля ипотечных бумаг, что влечет за собой сложность в определении реальной доходности.
  Эксперты опасаются также аналога американского ипотечного кризиса. "При использовании модели однотраншевых облигаций велик риск повторения истории и перекладывания убытков на государство",- отмечает эксперт группы рейтингов структурированных финансовых инструментов АКРА Никита Борзов. Но гендиректор Дом.РФ Александр Плутник подчеркивает, что однотраншевые бумаги гораздо лучше перенесли кризис, основная причина которого крылась в многотраншевых бумагах с неверными рейтингами. В Дом.РФ указывают, что повторение американского кризиса в России невозможно из-за строгого регулирования ЦБ и небольшого объема высокорискованной ипотеки с низким первым взносом.
  Тем не менее участники рынка настаивают на необходимости ипотечных бумаг разного типа. По мнению главы управления секьюритизации "ВТБ Капитала" Андрея Сучкова, важно, чтобы относительно недорогое долгосрочное фондирование было доступно широкому кругу кредитных организаций, в том числе средним и небольшим банкам. Директор инвестиционно-торгового департамента Абсолют-банка Сергей Михайлов уверен, что поддержка многотраншевых секьюритизаций, которые являются классическим и востребованным инструментом рынка ИЦБ, также должна быть частью активности государственного института развития ипотеки.
  Преимущество многотраншевых облигаций для банков в том, что в разные транши можно упаковать ипотеку разного качества, в том числе и с высоким уровнем дефолта. Однотраншевые бумаги, в которые предлагается, согласно "дорожной карте", упаковывать только хорошие кредиты, такой возможности не дают.

Источник: Коммерсант.ру https://www.kommersant.ru/doc/4087070



 

 
Банк России: жесткий Brexit не нанесет значительного ущерба российским инвесторам
09.09.2019

Банк России: жесткий Brexit не нанесет значительного ущерба российским инвесторам

Жесткий сценарий выхода Британии из Евросоюза не несет существенных рисков для российских инвесторов. Но косвенные эффекты могут оказать существенное влияние на глобальные рынки. Об этом сообщается в докладе Центробанка "Обзор рисков финансовых рынков".

  "Проведенное стресс-тестирование российского рынка производных финансовых инструментов в рамках жесткого сценария Brexit (ослабление курса национальной валюты Великобритании, а также повышение процентной кривой по фунту стерлингов) не выявило существенных рисков для российских участников. Однако косвенные эффекты влияния жесткого сценария Brexit, в отличие от оценок прямого эффекта, могут оказать существенное влияние на глобальные рынки, что усилит неприятие риска инвесторами", - говорится в сообщении регулятора.
  Параметрами стресса являлись обесценение курса фунта стерлингов по отношению к другим валютам (евро, доллар США, швейцарский франк, рубль) и параллельный сдвиг кривой фунтовых ставок: в одном из стресс-тестов риска Brexit Банк Англии закладывал рост ключевой ставки до 4% и обесценение британского фунта стерлингов на 25%.

Источник: Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10905619




 

 
Цифровое государство: новые бизнес-модели
09.09.2019

Цифровое государство: новые бизнес-модели

   На сессии "Цифровое государство: новые бизнес-модели на волне тотальной цифровизации", прошедшей на Восточном экономическом форуме, обсуждалось глобальное становление этого явления. Сегодня это ключевая тема в рамках трансформации государственного управления и предоставления госуслуг во всем мире. У сторонников цифровизации нередко возникает вопрос: какие государственные услуги и сервисы будут востребованы гражданами и бизнес-сообществом в новой технологической эпохе? Однако стоит отметить, что в этом направлении российская банковская система продвинулась намного сильнее, чем государство. Но давайте разберемся, насколько эти цифровые проекты востребованы у населения.
   Следует отметить, что цифровизация стремилась и будет стремиться получить инвестиции. Однако, несмотря на публикуемые в СМИ оценки крайне высокой рентабельности этой отрасли, ее реальное развитие стало возможно только в высокомонетизированных экономиках с низким уровнем налогов (в так называемых развитых странах). Проблема современного технологического развития в России в том, что спрос на нее сужен высокой стоимостью заемного капитала и довольно большой налоговой нагрузкой. Однако высокодоходные виды бизнеса всё равно вкладывают в этот сектор деньги. Например, банки.
   Кредитные организации пытаются развивать сервис по биометрии. Они объясняют интерес к нему тем, что это надежная форма защиты данных от мошенников, так как лицо и голос невозможно подделать. Это официально преподносимая гражданам и рынку версия привлекательности проекта. Но даже один из ключевых инициаторов ее появления - Банк России - признал невозможность хранения кредитными организациями биометрических данных на уровне гостайны. Для банковских клиентов, передавших на хранение свои слепки финансовой организации, риски состоят в потере секретности ключевых личных идентификационных данных.
   Это существенно усложняет возможности ведения нормальной финансовой деятельности до конца жизни. Также появляются пожизненные риски убытков от мошеннических действий третьих лиц. Выгода же клиентов банков лишь в том, что их денежные средства в кредитных организациях будут лучше, но не со 100-процентной надежностью, защищены от потери. На финансовом рынке это называется "продажа открытого опциона колл", когда прибыль продавца ограничена ценой, а убытки не ограничены ничем.
   С учетом явных диспропорций риска и выгод клиентов от хранения своих биометрических данных в банках этот проект не представляется долгосрочной финансовой конструкцией. Он слишком невыгоден гражданам, на него, как мне представляется, не будет устойчивого спроса. Кроме того, с точки зрения издержек хранение денег менее затратно и сложно, чем хранение биометрических данных, поэтому выгоды для банков от такого проекта очень сомнительны.
   Другое направление банковской цифровизации - это платежи, мгновенные переводы. Они способны приносить прибыль. Но недавно розничные сети допустили возможность бойкота системы быстрых платежей (СБП) от ЦБ из-за названных регулятором тарифов в 0,2-0,7% от суммы покупки для переводов от граждан в пользу юрлиц. Отмечу, что это комиссия, которую регулятор устанавливает для банка-эквайера. Какой ее размер введут кредитные организации для магазинов - большой вопрос. Не исключено, что в итоге стоимость оплаты по QR-коду будет сопоставима с нынешними комиссиями за эквайринг. И в чем тогда будет выгода? Если магазины будут перекладывать издержки на потребителей, то новая система разгонит инфляцию, что наиболее сильно отразится на кошельках тех, кто никакими QR-кодами не пользуется.
   В мире есть удачные и неудачные примеры цифровизации. Она необязательно эффективна и позитивно влияет на конкурентные позиции. Однако это важнейший аспект развития стран и всего мира, шаг в будущее. Государства наравне с высокотехнологичным бизнесом играют ключевую роль в процессе формирования цифровой экономики и выхода страны на лидирующие мировые позиции. В России сейчас локомотивом технологического развития выступают именно банки. Но если правительство к этому тоже подключится, синергетический эффект будет больше и лучше.

Источник: Известия https://iz.ru/918703/aleksandr-osin/shag-v-budushchee

 
ЦБ рассчитывает на продолжение ускоренного роста кредитования малого бизнеса
09.09.2019

ЦБ рассчитывает на продолжение ускоренного роста кредитования малого бизнеса

   Кредитование малых и средних предприятий (МСП) росло ускоренными темпами в первом полугодии 2019 года, такая опережающая динамика должна сохраниться и во втором полугодии. Об этом сообщил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута на встрече с бизнес-объединением "Деловая Россия".
   "Мы видим, что в первом полугодии этого года объем выдачи кредитов МСП растет быстрее, причем значительно быстрее, чем в прошлом году - он вырос на 12,8%. Это почти в два раза быстрее, чем за аналогичный период прошлого года. И мы очень надеемся увидеть продолжение этого роста и во втором полугодии, наверное, даже опережающего темпа", - сказал Мамута.
   Он отметил, что, как правило, кредитование во втором полугодии растет более быстрыми темпами.
   Мамута подчеркнул, что для наращивания банковского кредитования МСП Центробанк применяет меры стимулирующего регулирования. Он обратил внимание, что рост кредитования МСП происходит на фоне постепенного охлаждения потребительского кредитования, на что также нацелены меры ЦБ.
   По данным Центробанка, задолженность по кредитам МСП на 1 января 2019 года составляла 4,21 трлн рублей.

Источник: ТАСС https://tass.ru/msp/6865948

 
ЦБ рассказал о последствиях отрицательных процентных ставок для российских банков
09.09.2019

ЦБ рассказал о последствиях отрицательных процентных ставок для российских банков

   Фаза отрицательных процентных ставок в отдельных развитых странах не только не подходит к концу, но и может получить дальнейшее продолжение. Об этом пишет ЦБ в выпуске "Обзора рисков финансовых рынков" за август, отмечая, что российский финансовый рынок вынужден работать с активами с отрицательной доходностью.
   "Российский финансовый рынок не изолирован от рынков с отрицательными ставками и вынужден работать с активами с отрицательной доходностью. Из валют с отрицательными ставками в наибольшей степени российские банки используют евро. Причем в последнее время доля евро во внешней торговле Российской Федерации значительно выросла", - отмечает регулятор.
   Наблюдается также рост доли сделок в евро на внутреннем валютном рынке, замечает Банк России. При размещении средств в европейские активы высокого качества российские банки сталкиваются с отрицательными ставками.
   Вместе с тем, указывает ЦБ, российские банки не могут привлекать клиентские средства в евро по отрицательным ставкам, поскольку такая возможность не предусмотрена гражданским законодательством.
   "В результате банки вынуждены предлагать клиентам условия лучшие, чем они сами имеют при размещении евро и других валют с отрицательной доходностью. Таким образом, по операциям привлечения со стороны клиентов и размещения средств в евро и других валютах с отрицательной доходностью российские банки могут получать отрицательную маржу с учетом того, что ценовые условия привлечения таких средств имеют законодательные ограничения, не соответствующие текущим рыночным реалиям", - отмечает регулятор.
   В результате необходимость привлечения средств в евро по завышенным ставкам формирует дополнительные расходы банков и оказывает неблагоприятное влияние на чистые процентные доходы и возможности генерации прибыли, отмечает регулятор.
   "В связи с этим все больше распространяется практика взимания (повышения) банками комиссии за обслуживание счетов по привлечению средств (преимущественно кредитных организаций, а также в отдельных случаях прочих юридических лиц) в указанных валютах, которая позволяет компенсировать (полностью или частично) банкам разницу в процентных ставках привлечения между их фактически установленным и рыночным уровнем", - поясняется в обзоре.
   Так, банк "Авангард" в июле сообщил о прекращении приема депозитов юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей в евро, а также об изменении условий обслуживания счетов в евро. С 1 августа банк также ввел ежемесячную комиссию за ведение текущих счетов физлиц в евро.
   В августе Ситибанк ввел комиссию в размере 0,4% в год для клиентов, которые держат на счетах крупные суммы в евро. Как уточнили в Ситибанке, в условиях сохраняющейся отрицательной процентной ставки он начиная с 1 марта 2019 года ввел ежемесячную компенсацию стоимости размещения денежных средств на корреспондентском счете банка, которая применяется в случае, если клиент поддерживает средний баланс свыше 100 тыс. евро на счетах в евро в Citi и при этом доля среднемесячного баланса по текущим и сберегательным счетам в евро в среднемесячном балансе по всем счетам клиента превышает 50%.
   Со временем такое будет встречаться чаще, считают эксперты.

Источник: Банки.ру https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10905636

 
ЦБ готов обдумать новые меры против включения надежных клиентов в черные списки банков
08.09.2019

ЦБ готов обдумать новые меры против включения надежных клиентов в черные списки банков

ЦБ РФ готов рассмотреть дополнительные меры для решения проблемы блокировки счетов добросовестных клиентов банков в рамках антиотмывочного законодательства, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров регулятора.
"Положительная динамика есть, и ЦБ готов рассмотреть дополнительные меры. И если они будут сбалансированы, то есть не раскроют окно для сомнительных операций,... инструменты, чтобы выстроить такую сбалансированную политику и защитить права добросовестных клиентов, есть. Мы готовы над этим дальше работать", - сказала она.
ЦБ начал формировать списки неблагонадежных банковских клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства, в 2017 году. Число попавших в черные списки клиентов ЦБ не раскрывает.
Из-за роста жалоб на необоснованные блокировки была запущена процедура реабилитации.
По оценкам регулятора, в 2018 году объем "обналички" сократился в 1,8 раза, вывод денег за рубеж снизился на 20%.
Источник: ТАСС: https://tass.ru/ekonomika/6855037





 
Набиуллина ответила на критику Дерипаски в адрес ЦБ РФ
08.09.2019

Набиуллина ответила на критику Дерипаски в адрес ЦБ РФ

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ответила на критику бизнесмена Олега Дерипаски, предложившего передать антимонопольным органам часть полномочий мегарегулятора.
"Что касается Центрального банка и реформы Центрального банка, есть закон, который определяет наши полномочия, мы в соответствии с этим законом работаем", - заявила Набиуллина, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать предложения Дерипаски.
Выступая накануне на Восточном экономическом форуме, бизнесмен заявил, что создание мегарегулятора на финансовом рынке не оправдало себя, поскольку, по его словам, привело только к росту процентных ставок.
Банк России действует как мегарегулятор с 2013 когда, когда он, в соответствии с законодательством, начал осуществлять единое регулирование, контроль и надзор за всеми сегментами финансового рынка: банками, страховыми, инфраструктурными, микрофинансовыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также негосударственными пенсионными фондами.
По словам Дерипаски, российские власти, создавая мегарегулятор в лице ЦБ, ставили задачу ускорить экономической рост. "Если после мегарегулятора прошло уже шесть лет, экономический рост не ускорился - значит нужно посмотреть, другой шаг сделать, разделить. У нас есть прекрасные антимонопольные органы. Если нет смысла восстанавливать комиссию по ценным бумагам и финансовым рынкам, которая смогла бы наблюдать за конкурентоспособностью финансового и банковского сектора, то, может быть, отдать им", - предложил бизнесмен.
Его недовольство, в частности, вызывает чрезмерная доля госсектора в банковской отрасли.
Источник:
Агентство экономической информации Прайм: https://1prime.ru/finance/20190906/830306205.html


 
Набиуллина объяснила рост закредитованности граждан стагнацией доходов
07.09.2019

Набиуллина объяснила рост закредитованности граждан стагнацией доходов

По оценке ЦБ РФ, кредитование населения будет расти на 10-15% в год, в основном благодаря ипотеке (20%), тогда как темпы роста потребкредитования с текущих 22-24% затормозятся до 10-15% благодаря мерам по охлаждению сектора, в том числе введению с 1 октября в регулирование показателя долговой нагрузки (ПДН).

  Об этом глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила на пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров, на котором было решено снизить ключевую ставку с 7,25% до 7%.
  ПДН - достаточно жесткий инструмент, однако он нужен, чтобы люди с низкими доходами не попадали в долговую кабалу, сказала Набиуллина. Решение ввести ПДН в практику работы банков и МФО предполагает, что гражданам, которым придется отдавать на обслуживание долга более половины своих доходов, станет труднее получить кредит.
  Прогноз Минэкономразвития о резком замедлении потребительского кредитования до 4% к концу 2020 года Набиуллина назвала нереалистичным. С этим, по словам Набиуллиной, прежде всего, связано различие в прогнозах по инфляции Минэкономразвития (3%) и Банка России (4%) по инфляции в следующем году.
  Министр экономического развития Максим Орешкин ранее заявил, что без быстрого охлаждения потребкредитования в 2021 году возможна "внезапная остановка" этого сектора, которая спровоцирует рецессию из-за сокращения потребительского спроса. Он также подчеркнул, что бум потребкредитования представляет собой социальную проблему. Так, 15% заемщиков тратят на обслуживание долга свыше 70% доходов. Орешкин считает нужным заранее разработать меры помощи заемщикам, которые окажутся в сложной жизненной ситуации.
  Набиуллина подчеркнула, что рост закредитованности граждан вызван прежде всего стагнацией реальных доходов, тогда как объем потребкредитов в реальном выражении с начала 2015 года изменился незначительно. Проблему реальных доходов может решить только устойчивый экономический рост, заключила Набиуллина.
  При этом ЦБ понизил прогноз роста ВВП на 2019 год с 1-1,5% до 0,8-1,3%, а ускорение роста ВВП до 2-3% отложил на год - с 2021 года на 2022 год.

Источник: Российская газета https://rg.ru/2019/09/06/nabiullina-rasskazala-o-merah-po-borbe-s-zakreditovannostiu-grazhdan.html



 

 
ЦБ: переход на эскроу может привести к временному повышению ставок по ипотеке и росту стоимости жилья
07.09.2019

ЦБ: переход на эскроу может привести к временному повышению ставок по ипотеке и росту стоимости жилья

Процесс перехода застройщиков на систему эскроу-счетов может привести к временному повышению стоимости жилья и ставок по ипотеке, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров.

  "Этот процесс непростой. <...> Но он идет более-менее плавно, ожидаемо. Это может привести к некоторому росту стоимости жилья, к изменениям объемов, но я думаю, что это будет временный фактор", - сказала глава ЦБ.
  По словам Эльвиры Набиуллиной, около 30% застройщиков уже перешли на эскроу-счета.
"Какая-то часть, достаточно большая, осталась на старой схеме, потому что там, конечно, большая доля уже о готовности объявила. Есть значительная доля застройщиков, которые пока и по старой схеме не имеют права финансироваться, и не получили новое банковское финансирование. Это, конечно, фокус нашего внимания", - сказала глава регулятора. Одной из причин медленного процесса перехода на эскроу-счета Набиуллина назвала неумение застройщиков работать с новой документацией.
  Напомним, с 1 июля 2019 года по закону все застройщики должны были перейти на схему финансирования строительства с использованием эскроу-счетов. По старой системе с привлечением средств дольщика напрямую разрешили достраиваться тем, кто успел возвести объекты более чем на 30% и распродать квартиры более чем на 10%.

Источник: Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10905522




 

 
Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,00% годовых
06.09.2019

Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,00% годовых

   Совет директоров Банка России 6 сентября 2019 года принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,00% годовых. Продолжается замедление инфляции. При этом инфляционные ожидания остаются на повышенном уровне. Темпы роста российской экономики по-прежнему складываются ниже ожиданий Банка России. Усилились риски существенного замедления мировой экономики. До конца года риски ускорения и замедления инфляции сбалансированы. В этих условиях и с учетом фактической динамики инфляции Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,2-4,7 до 4,0-4,5%. В дальнейшем, по прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция останется вблизи 4%.
  При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
  Динамика инфляции. Продолжается замедление инфляции. Годовой темп прироста потребительских цен в августе снизился до 4,3% (с 4,6% в июле 2019 года). Годовая базовая инфляция по итогам августа также снизилась и составила 4,3% после 4,5% в июле. Большинство показателей инфляции, отражающих наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи 4%.
   Сдерживающее влияние на инфляцию оказывает динамика потребительского спроса. Вклад в замедление роста потребительских цен внесли и временные дезинфляционные факторы, включая смещение сезонности в динамике цен на плодоовощную продукцию на фоне более раннего поступления нового урожая. В замедлении годовой инфляции также проявляется эффект высокой базы в динамике цен на основные виды моторного топлива.
   В августе инфляционные ожидания населения несколько снизились, но при этом остаются на повышенном уровне. Ценовые ожидания предприятий демонстрировали смешанную динамику в условиях произошедшего в августе ослабления рубля. Замедление годовой инфляции создает условия для снижения инфляционных ожиданий в будущем.
   С учетом фактической динамики инфляции Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,2-4,7 до 4,0-4,5%. В дальнейшем, по прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция останется вблизи 4%.
   Денежно-кредитные условия. С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России денежно-кредитные условия продолжили смягчаться. Этому в том числе способствовало изменение ожиданий участников финансового рынка относительно траектории ключевой ставки Банка России, а также дальнейший пересмотр вниз ожидаемых траекторий процентных ставок в США и еврозоне. Продолжилось снижение доходностей ОФЗ и процентных ставок в большинстве сегментов депозитно-кредитного рынка. Принятые Банком России решения о снижении ключевой ставки и снижение доходностей ОФЗ создают условия для дальнейшего снижения депозитно-кредитных ставок.
  Продолжается рост кредитования реального сектора на фоне смягчения денежно-кредитных условий. При этом с июня годовой темп прироста кредитов физическим лицам замедляется после заметного увеличения в 2018 - начале 2019 года.
  Экономическая активность. Темпы роста российской экономики по-прежнему складываются ниже ожиданий Банка России. Это связано со снижением внешнего спроса на товары российского экспорта в условиях происходящего замедления мировой экономики, а также со слабой динамикой инвестиционной активности, в том числе в части государственных инвестиционных расходов. В июле продолжился годовой рост промышленного производства, однако опережающие индикаторы за июль-август указывают на возможность ухудшения ситуации в промышленности. В условиях стагнации реальных располагаемых доходов населения продолжается снижение годового темпа роста оборота розничной торговли. Рынок труда не создает избыточного инфляционного давления. Безработица на исторически низком уровне обусловлена не расширением спроса на труд, а одновременным сокращением численности занятых и трудоспособного населения.
   В первом полугодии бюджетная политика оказала сдерживающее влияние на динамику экономической активности. Это отчасти связано с более медленной, чем ожидалось, реализацией запланированных Правительством национальных проектов. Увеличение государственных расходов, включая расходы инвестиционного характера, во второй половине 2019 года окажет поддержку экономическому росту.
   C учетом слабой экономической активности, наблюдавшейся с начала текущего года, Банк России снизил прогноз темпа прироста ВВП в 2019 году с 1,0-1,5 до 0,8-1,3%. В 2020-2021 годах темпы роста российской экономики также пересмотрены вниз с учетом ожидаемого замедления роста мировой экономики. Ускорение экономического роста до 2-3% к 2022 году возможно по мере реализации комплекса мер Правительства по преодолению структурных ограничений, в том числе реализации национальных проектов.
   Инфляционные риски. До конца года дезинфляционные и проинфляционные риски сбалансированы. Дезинфляционные факторы прежде всего связаны со слабой динамикой внутреннего и внешнего спроса. При этом рост бюджетных расходов во второй половине 2019 - начале 2020 года, вероятно, будет иметь более распределенный во времени характер, что снижает риски проинфляционного эффекта со стороны данного фактора. Вместе с тем в случае более значительного снижения темпов роста мировой экономики, в том числе под влиянием ужесточения международных торговых ограничений, иных геополитических факторов, может происходить усиление волатильности на мировых товарных и финансовых рынках, оказывая влияние на курсовые и инфляционные ожидания.
   На более длинном горизонте сохраняются проинфляционные риски со стороны ряда внутренних условий. Значимым риском остаются повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания. На среднесрочную динамику инфляции также могут оказать влияние параметры бюджетной политики, в том числе решения об использовании ликвидной части Фонда национального благосостояния сверх порогового уровня в 7% ВВП.
   Оценка Банком России рисков, связанных с динамикой заработных плат и цен отдельных продовольственных товаров, возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.
   При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
   Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 25 октября 2019 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России и среднесрочного прогноза - 13:30 по московскому времени.

Источник: Банк России https://www.cbr.ru/press/keypr/

 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама