СПС "ПрофТест"
Учебный Центр "ПрофТест"












Поведенческий надзор повысит доверие к финансовому рынку
28.04.2017

Поведенческий надзор повысит доверие к финансовому рынку

Эльман Мехтиев (АРБ) и Михаил Мамута (ЦБР) обсудили переход Банка России к поведенческому надзору

Центробанк не "вдруг" заинтересовался поведенческим надзором, это был взвешенный, продуманный выбор. С такого утверждения начал изложение позиции регулятора М.В. Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России, в интервью Э.О.О. Мехтиеву, вице-президенту Ассоциации российских банков.

Михаил Валерьевич пояснил, что Центробанк рассматривает поведенческий надзор в сфере защиты прав потребителя в качестве инструмента повышения доступности и качества финансовых услуг, повышения доверия населения к финансовому рынку, а в конечном итоге - повышения вклада финансового рынка в экономическое развитие страны.

Основной задачей на пути к реализации указанных целей является преодоление до сих пор остающегося внушительным разрыва между ожиданиями потребителя и рыночной реальностью. Финансовые организации предлагают клиентам совсем не то, что клиент ожидает получить, поскольку не имеет полной информации о продуктах, их использовании и сопутствующих рисках.

М.В. Мамута подчеркнул важность помнить о том, что поведенческий надзор никак не ущемляет прав тех, кто трудится добросовестно, но направлен целиком и полностью "на исключение недобросовестных практик и токсичных продуктов", путь даже обеспечивающие сиюминутный рост здесь и сейчас, однако создающие проблемы в долгосрочной перспективе.

Отвечая на вопрос Эльмана Мехтиева о том, не пришло ли время для появления Закона о защите прав потребителей сферы финансовых услуг, Михаил Мамута сказал, что подобный шаг сегодня представляется преждевременным: регулирование является процессом, который развивается синхронно развитию рыночной ситуации, изменению экономических отношений.

Мегарегулятор, как ни странно, вопреки своему названию, не стремится зарегулировать кредитно-финансовую систему. Вот почему принятие такого закона означало бы опережать события и увеличить вмешательство ЦБР в отношения на рынке финуслуг. В конечном итоге идеалом для ЦБР является ситуация, в которой большинство противоречий между финорганизацией и клиентом решаются обеими сторонами совместно без посредничества Банка России или суда.

К сожалению, до сих пор не удается выстроить продуктивной работы с коммерческими банками. В случае МФО, при разработке базового стандарта защиты прав потребителей, Банк России плотно сотрудничал с участниками микрофинансового рынка и добился с ними завидного взаимопонимания. Можно сказать, что базовый стандарт для МФО полностью учитывает позицию самих МФО. До конца 2017 г. планируется покрыть подобными стандартами весь рынок финуслуг, кроме банковской сферы. Здесь, при взаимодействии с банками, такого консенсуса регулятором еще не достигнуто. Пока регулятор предпочитает ограничиваться рекомендациями, которые, хотя и не имеют силы нормативного акта, однако доказали свою эффективность. Они же станут главным инструментом поведенческого регулирования в БС РФ, причем уже имеется первый опыт, связанный с защитой потребителей в случаях переупаковки банками небанковских финансовых продуктов.


Агентство "ВЭП" предлагает микрофинансовым компаниям:

Документы.jpg

 

 
Правовой экспресс-анализ объявлений о продаже МФО
27.04.2017

Правовой экспресс-анализ объявлений о продаже МФО

Чек-лист для покупки микрофинансового бизнеса "под ключ"

Чтобы не ошибиться в выборе готовой МФО для собственного дела требуется учесть ряд факторов, начиная от географического положения офиса(ов), о чем немало сообщается в Рунете. Однако в первую очередь при выборе готового микрофинансового бизнеса требуется провести правовой анализ информации, доступной из объявления о продаже, отталкиваясь от положений Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон о МФО). В этом покупателю поможет чек-лист Агентства "ВЭП" для проведения экспресс-проверки, результаты которой покажут, имеет ли смысл рассматривать тот или иной вариант в качестве своего будущего бизнеса.

Чек-лист включает пять позиций:

1. Статус

Продаваемая организация является МФО лишь в том случае, если обладает статусом микрофинансовой либо микрокредитной компании.
(подп.2.1, 2.2 п.1 ст.2 и п.15 ст.5 Закона о МФО)

2. Наименование

Аббревиатура МФК или МКК должна обязательно фигурировать в наименовании компании.
(п.15 ст.5 Закона о МФО)

3. Наличие в Госреестре ЦБР

Зарегистрированная микрофинансовая организация должна входить в Государственный реестр действующих МФО Банка России, доступном для проверки онлайн, на сайте Банка России. Также, при заключении сделки, продавцом предъявляется бланк свидетельства внесения МФО в Госреестр.
(п.3 ст.5 Закона о МФО)

4. Лицензия

Микрофинансовая деятельность не требует лицензирования. Ссылка на лицензию в объявлении о продаже МФО является способом ввести покупателя в заблуждение, отвлекая от отсутствия у организации статуса.
(ст.3 Закона о МФО)

5. Членство в саморегулируемых организациях (СРО)

Вне СРО микрофинансовая организация может работать только в течение 90 дней, после чего выбывает из Реестра Банка России, что фактически означает ликвидацию.
(ст.7.2 Закона о МФО)

Чек-лист:

checklist01.jpg


 

 
Банк России объявил войну PDL
27.04.2017

Банк России объявил войну PDL

Регулятор пытается ориентировать МФО на малый бизнес

Руководитель Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБР Илья Кочетков, комментируя на круглом столе в Совете Федерации требования к микрофинансовым организациям, заметил, что вступающие в силу с 01.01.2018 г. базовые стандарты МФО призваны ориентировать такие компании на более плотную работу с предприятиями малого и среднего бизнеса (МСБ).

В целом политика Банка России нацелена на то, чтобы снизить популярность среди МФО такого кредитного продукта, как займы до зарплаты (pay day loans, PDL). Сегодня доля PDL среди всех предоставленных кредитов превысила 20%, и тренд дальнейшего роста сохраняется.

Эта цифра уже не отличается принципиально от доли займов МСБ, составляющей 26%. По мере дальнейшего роста кредитов PDL вполне вероятно снижение кредитов для МСБ, что крайне негативно скажется на экономической ситуации в стране: микрофинансовые организации являются в настоящий момент важным источником финансирования малого бизнеса и их значение в этой роли вряд ли изменится, поскольку банки не спешат к сотрудничеству с предпринимателями.

И. Кочетков признал, что рынок микрокредитования не сможет соблюдать те же требования, какие предъявляются к коммерческим банкам, однако подчеркнул, что несмотря на это, в планах ЦБР стоит гармонизировать законодательство о банках и некредитных финансовых организациях, так что стандарты МФО конструируются по полной аналогии с банковскими.

Агентство "ВЭП" рекомендует:

Вебинары.jpg

 
1500 МФО покинут рынок розничного кредитования
26.04.2017

1500 МФО покинут рынок розничного кредитования

Базовые стандарты МФО готовы к утверждению

Комитет по стандартам Банка России, рассмотрев 24 апреля 2017 г. базовые стандарты деятельности микрофинансовых организаций, сообщил, что они в целом готовы к утверждению. Первым планируется к утверждению стандарт по защите прав и интересов клиента. Этим базовым стандартом МФО разрешается выдать в одни руки не более 10 краткосрочных займов за год, а их пролонгация допускается только до 7 раз; с 1 января 2019 г. количество займов снизится до 9, а число пролонгаций договора - до 5. Такие меры призваны снизить кредитную нагрузку на граждан, избежать закредитованности населения.

Гораздо более сложными оказались требования стандарта управления рисками, согласно которому в микрофинансовых компаниях (МФО с капиталом свыше 70 млн. руб.), а также в микрокредитных компаниях с портфелем займов от 1 млрд. руб. должна функционировать служба риск-менеджмента.

Главный исполнительный директор МФО "Домашние деньги" Андрей Бахвалов, комментируя требования базовых стандартов, предположил, что их внедрение удалит с рынка розничного кредитования около 1500 организаций, т.е. много более половины всех МФО, числящихся в реестре на сегодняшний день. Некоторые могут закрыться сами, такой процесс "естественной убыли" протекает у нас на глазах: только за неделю с 14 по 21 апреля 2017 г. реестр сократился на 42 МФО. Другие вследствие допущенных нарушений будут исключены из членства в СРО, что фактически равнозначно исключению из реестра Банка России, поскольку МФО разрешается работать вне СРО не дольше 3-х месяцев.

Напомним, что по состоянию на 21 апреля 2017 г. в саморегулируемых организациях (СРО) состоят 98,3% зарегистрированных компаний; основная масса распределилась между СРО "Единство", "МиР" и "Микрофинансовый Альянс "Институты развития малого и среднего бизнеса" (см. рис.).
mfodiag.jpg

Распределение действующих МФО между СРО

Впрочем, любые прогнозы в отношении МФО могут оказаться не сбыться по весьма простой причине - вследствие полной отмены микрофинансовых организаций в России. На рассмотрение Госдумы еще в 2015 г. внесен законопроект N 870360-6 "О признании утратившим силу Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" за авторством депутатов-"справедливороссов", включая лидера партии Сергея Миронова. В марте 2017 г. Думой принято решение перенести сроки рассмотрения законопроекта на осень.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

Комплексное годовое обслуживание.jpg

 
Банк России разделил надзорные функции над сферой микрокредитования
21.04.2017

Банк России разделил надзорные функции над сферой микрокредитования

В ЦБР созданы департаменты для работы с МФО легальными и нелегальными

Существенные изменения в регулировании рынка микрокредитования, произошедшие за последние месяцы, а также рост числа кредиторов, действующих на этом рынке нелегально, побудили Центробанк перестроить свою работу с МФО. В результате в структуре Банка России появились два новых подразделения - департаменты микрофинансового рынка и противодействия недобросовестным практикам.

На Департамент микрофинансового рынка возложены функции регулирования и надзора за деятельности МФО и ряда иных некредитных финансовых организаций, включая составление их перечня, оценку и анализ финансовой устойчивости, выявление и предотвращение недобросовестных практик на рынке микрофинансирования.

Департамент противодействия недобросовестным практикам несет ответственность за обеспечение контроля за соблюдением требований действующего российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, выявление фиктивной оценки активов, выявление финансовых пирамид.

На второй из указанных департаментов возлагаются особые надежды, поскольку за период 2015-2016 гг. надзорные функции ЦБР распределялись крайне неравномерно, основное внимание ЦБР уделялось регулированию деятельности легальных организаций. Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке (руководитель - Лях Валерий Владимирович) преимущественно формировало информационный пул, аккумулирующий данные о нелегальной деятельности, и разрабатывало методические подходы к регулированию, тогда как более плотной практической работы не вело. Отсюда и низкая эффективность борьбы с МФО-нелегалами, наблюдавшаяся до недавних пор. В частности, как сообщает портал Банкир.ру, из выявленных за прошлый год 1400 сомнительных компаний информация лишь по 965 была передана в органы прокуратуры, а дела были возбуждены в отношении менее чем 50.

Сегодня последствия такой однобокости дают о себе знать в виде массы нерешенных проблем. Вот почему новый департамент не дублирует работу ГУ, а решает круг собственных задач. Например, новый департамент, как предполагается, помимо всего прочего, позволит выстроить более продуктивные отношения с генеральной прокуратурой.

Попутно планируется повысить эффективность борьбы с нелегальными МФО в сети "Интернет", где эффективность работы в 10 раз ниже. Так, за 2016 г. Центробанку удалось выявить почти 2170 сомнительных электронных представительств, через которые может осуществляться нелегальная микрокредитная деятельность. На текущий момент из этих веб-сайтов закрыты лишь 0,4%.

Есть и другая проблема, на решение которой придется бросить силы новых департаментов - организации, которые не являются настоящими нелегалами, но вместе с тем формально исключены из реестра, поскольку не определились с выбором статуса: микрофинансовая компания или микрокредитная компания. Таких МФО насчитывается несколько сотен, и крайне важно, чтобы они не пополнили ряды профессиональных нелегалов, поскольку это будет означать глубочайший кризис розничного кредитования в России.


Агентство "ВЭП" рекомендует микрофинансовым компаниям:

Комплексное годовое обслуживание.jpg

 
НДФЛ превращается в инструмент работы МФО с должниками
20.04.2017

НДФЛ превращается в инструмент работы МФО с должниками

Налоговые органы заменят коллекторов для микрофинансовых организаций

На рынке розничного кредитования наметилась позитивная тенденция разъяснительной работы с теми клиентами, которые безответственно относятся к погашению процентов. Если прежде кредиторы полагались, с одной стороны, на содействие коллекторских агентств, а с другой стороны, на добросовестных плательщиков, покрывавших убытки от невозврата средств, то теперь ситуация меняется в лучшую сторону. Новый метод дисциплинировать недисциплинированных должников сводится к использованию возможностей, предоставляемых действующим налоговым законодательством РФ.

Поскольку с 2016 г. на микрокредитные организации возложена обязанность исполнять функции налоговых агентов, то это дает МФО полное право информировать налоговые органы о списании безнадежных долгов, числящихся за теми или иными клиентами. Непогашенная задолженность, списанная организацией-кредитором по истечении срока давности (например, трех лет), рассматривается в соответствии с подп.5 п.1 ст.223 НК РФ в качестве дохода гражданина-должника, в силу чего облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

На момент списания безнадежной задолженности совокупная сумма долга, включающая проценты, пени и штрафы, превращается во внушительный доход заемщика, на который начисляется соответственно крупная сумма налога, в отдельных случаях превышающая величину основного долга. Как сообщает бизнес-портал "Инвестор", перспектива неприятностей с налоговыми органами действует на должников отрезвляюще и заставляет с большей аккуратностью следить за погашением задолженности перед МФО. Можно ожидать, что подобная разъяснительная работа с клиентами войдет в практику многих микрофинансовых организаций, что повысит дисциплину заемщиков и позволит избежать конфликтов.

Остается заметить, что из ст.217 НК РФ следует, что упомянутые здесь доходы в виде суммы задолженности перед кредитором не облагаются НДФЛ лишь в случае освобождения плательщика от исполнения требований по уплате данного налога в рамках проведения процедуры банкротства.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

Documents.jpg

 
Президент назвал три источника проблем у потребителей микрозаймов
19.04.2017

Президент назвал три источника проблем у потребителей микрозаймов

На заседании президиума Госсовета В.В. Путин раскритиковал работу МФО

putinnovgorod.jpgЗнаковое событие состоялось в Нижнем Новгороде в минувший вторник, 18 апреля 2017 г.: Президент РФ Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета по вопросу "О национальной системе защиты прав потребителей". В ходе мероприятия участники обсудили пути к выработке госполитики в области защиты прав потребителей в русле единой стратегии на период до 2030 года.

Большое внимание Владимир Владимирович уделил накопившимся проблемам в сфере финансовых услуг, назвав это главной темой повестки заседания. В первую очередь Президента обеспокоила несоразмерно высокая ставка на микрофинансовые продукты, при котором фактическая переплата достигает 11,5% и более. "Известная бабушка из Достоевского - она очень скромный человек по сравнению с нашими сегодняшними ростовщиками", - прокомментировал В.В. Путин сложившуюся ситуацию, припомнив старуху-процентщицу из романа "Преступление и наказание".

Исправить положение непросто, поскольку обращаться в микрофинансовые организации людей подталкивают три причины, которые перечислил Президент в своей речи. Первая причина, самая очевидная, что называется, лежащая на поверхности, - это тяжелые материальные обстоятельства. Но самая очевидная причина отнюдь не является главенствующей. Вторая причина, почему люди берут кредит на невыгодных условиях, - финансовая безграмотность. "Зачастую они откликаются на заманчивые предложения, не имея ресурсов для выполнения взятых обязательств, обманывают сами себя - к сожалению, в основном по причине финансовой безграмотности". Третьей причиной Владимир Владимирович назвал намеренное введение клиентов в заблуждение МФО: "А среди кредиторов есть и такие, кто сознательно вводит людей в заблуждение, не объясняя им условия займа и не раскрывая всю цепочку возможных последствий. В результате большинство заемщиков практически неминуемо попадает в долговую спираль".

С учетом перечисленных факторов ключевой мерой по защите прав потребителей микрокредитов выступает широкая просветительская работа, опирающаяся на: (а) повышение информированности граждан, (б) правовое образование (в т.ч. касательно принципов работы института банкротства физических лиц) и (в) воспитание культуры потребления финансовых услуг.

Несмотря на жесткую критику наследников Алены Ивановны, запрещать микрофинансовые организации никто не намерен, поскольку их нишу немедленно займут "черные кредиторы". Эту мысль повторила также выступавшая на заседании президиума глава Центробанка Э.С. Набиуллина. По объяснениям Эльвиры Сапхизадовны, политика регулятора нацелена на то, чтобы МФО перешли к более качественной оценке кредитоспособности клиентов, вместо того, чтобы зарабатывать на просрочке, штрафах и пенях. "Это, в свою очередь, должно снизить кредитные риски и уменьшать процентные ставки", - пообещала Э.С. Набиуллина.

К сожалению, глава ЦБР не подняла вопрос о другом источнике доходов МФО, а именно - о добросовестных плательщиках, т.к. последние в гораздо большей степени компенсируют для МФО потери по невозврату кредитов, чем упомянутые пени и штрафы. Поэтому сверхвысокие проценты никогда не снизятся до разумной величины, пока в микрокредитовании действует принцип, по которому один добросовестный заемщик вынужден отдуваться за семерых безответственных.

На фото: Президент РФ В.В. Путин на заседании президиума Госсовета в Нижнем Новгороде 18 апреля 2017 г.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

komplex.jpg

 
Ответственность за нелегальное микрокредитование вырастет
19.04.2017

Ответственность за нелегальное микрокредитование вырастет

Э.С. Набиуллина предлагает увеличить штрафы для МФО-нелегалов

В виду ожидаемого роста численности микрофинансовых организаций, осуществляющих нелегальную деятельность (без регистрации), руководство Центробанка задалось вопросом о необходимости повысить административную ответственность за нарушения в сфере розничного кредитования.

Сегодняшняя ответственность за подобные нарушения расценивается как невысокая: за нелегальное предоставление микрокредитов - в пределах 200-500 тыс. руб. для юрлиц и 20-50 тыс. руб. для физлиц; за распространение рекламы о нелегальном микрокредитовании - в пределах 100-500 тыс. руб. для юрлиц и 2--2,5 тыс. руб. для физлиц. Такие штрафы неощутимы, поскольку никак не сказываются на доходах, получаемых от незаконной деятельности.

"На наш взгляд, размер штрафов за повторное нарушение должен быть повышен как минимум в четыре-пять раз, а также дополнен административным приостановлением деятельности юридических лиц в случае повторения таких нарушений", - разъяснила свою позицию глава ЦБР Э.С. Набиуллина, выступая на встрече с представителями потребсоюзов и иных общественных организаций Новгородской области.

Вопрос о введении уголовного преследования в отношении подобных нарушителей, с недавних пор муссируемый в экспертной среде, главой Центробанка на встрече не поднимался.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

 

Webinars.jpg

 
Прогнозируется рост числа нелегальных МФО
17.04.2017

Прогнозируется рост числа нелегальных МФО

В ближайшее время через Интернет будут работать 500 МФО-нелегалов

По мере ужесточения регулирования деятельности микрофинансовых организаций наблюдается, как и в банковском секторе, повальное сокращение зарегистрированных компаний такого рода. Однако практика показывает, что реальная ситуация сильно отличается от записей в государственном реестре: в действительности игроков на рынке микрокредитования не стало настолько меньше, как следует из официальной статистики. Это связано с деятельностью так называемых нелегальных МФО, т.е. предлагающих свои продукты, будучи незарегистрированными.

Точное число компаний-нелегалов трудно предположить, экспертные оценки отличаются сильным разбросом. По самым скромным подсчетам, выполненным специалистами ГК "Быстроденьги", незаконно могут работать до 1000 компаний, в т.ч. полсотни из них имеют электронное представительство в сети "Интернет". Размер нелегального рынка микрофинансирования достигнет к концу года 1500 компаний, а в следующем году увеличится, предположительно, в два раза. С такой оценкой не соглашается генеральный директор "Робот-Займер" Сергей Седов, который называет более внушительные цифры: уже сегодня насчитывается 2500 компаний-нелегалов, из которых онлайн работают или начнут работать в ближайшее время порядка 500 организаций.

Несмотря на противоречивость мнений, все эксперты единодушно соглашаются с тем, что доля МФО-нелегалов, осуществляющих операции через Интернет, непременно вырастет, причем уже в текущем году. Массовое перемещение нелегальных компаний в сеть объясняется той легкостью, с которой можно создать веб-сайт и зарегистрировать его под новым доменным именем. Центробанк сегодня, при всей строгости надзора, применяет весьма примитивный способ борьбы с незаконным продвижением финансовых продуктов в Интернете: требование о прекращении делегирования доменного имени. Это требование МФО-нелегалы обходят, создавая под новым именем сайт-"зеркало", куда и перенаправляются ничего не подозревающие клиенты. Пресечь такую деятельность, полагают эксперты, нельзя никак иначе, кроме увеличения штрафов за нелегальную деятельность с введением уголовной ответственности за неоднократные нарушения.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

Documents.jpg

 
Банк России дал дополнительные разъяснения к признакам ветхих банкнот Банка России
12.04.2017

Банк России дал дополнительные разъяснения к признакам ветхих банкнот Банка России

На официальном сайте Банка России размещена информация "Комментарии к "Признакам ветхих банкнот Банка России", согласно которой:

Банкноты Банка России, содержащие повреждения, перечень которых установлен в приложении к Указанию Банка России от 27.02.2010 N 2405 "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" кредитными организациями и их внутренними структурными подразделениями выдаче клиентам не подлежат и сдаются в учреждения Банка России.

Указанное требование распространяется на банкноты, обработанные с использованием счетно-сортировальных машин, осуществляющих сортировку банкнот на годные к обращению и ветхие, и имеющих функцию распознавания машиночитаемых признаков банкнот Банка России, а также на банкноты, принятые кассовыми работниками от клиентов полистным пересчетом и предназначенные к выдаче данными кассовыми работниками клиентам в течение рабочего дня отдельными банкнотами.

Приведенные рекомендации будут учитываться при проведении испытаний счетно- сортировального оборудования в Сервисном центре Межрегионального хранилища (г. Санкт- Петербург) Центрального хранилища Центрального банка Российской Федерации.

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k03.jpg

 
Переходный период для МФО закончился, выбор сделан
05.04.2017

Переходный период для МФО закончился, выбор сделан

Доля микрофинансовых компаний в секторе МФО составила 0,2%

29 марта 2017 г. закончился переходный период, в течение которого микрофинансовые организации обязаны были определиться с выбором функций и ниши на рынке кредитных продуктов. Законодательством предусмотрено разделение МФО на микрофинансовые и микрокредитные компании, обладающие разным объемом прав и, соответственно, регулируемые разными по строгости нормами.

Как и следовало ожидать, львиная доля организаций - 99,8% - предпочла микрокредитный статус. Микрокредитные компании не могут привлекать средства физических лиц (за исключением учредителей) и выдавать займы размером свыше 0,5 млн. руб., однако их деятельность регулируется менее строго и, в частности, к размеру их собственного капитала не предъявляется требования составлять сумму не менее 70 млн. руб., как в случае МФК.

В итоге Госреестр МФО показывает, что на 3 апреля 2017 г. в России числится свыше 8200 действующих организаций, из которых лишь 16 (т.е. 0,2%) являются микрофинансовыми компаниями. Реальность, таким образом, опровергла даже самые скромные прогнозы экспертов, которые ожидали, что численность МФК составит 30-150 организаций, в т.ч. в

Центробанке озвучивали цифру не менее 90 организаций.

Из важнейших требований к МФО на текущий момент следует признать:

(а) обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО), контролирующих соблюдение своими членами законодательства о микрофинансовой деятельности;
(б) остановку начисления процентов, если объем выплаченных процентов достигнет двукратной суммы непогашенной части займа;
(в) соблюдение нормативов достаточности собственных средств и ликвидности МФО.

Эксперты, учитывая ужесточение регулирования в секторе НФО и не слишком веселый опыт банков, предполагают, что на рынок микрокредитования претерпит дальнейшую эволюцию. Причем под эволюцией понимается процесс отбора, в ходе которого уцелеют только крупнейшие игроки. При этом Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, предполагает, что уже в нынешнем году исчезнет астрономическое количество действующих МФО: "По итогам 2017 года на рынке останется не более 1,2 тыс. компаний, а по итогам 2018 года - менее 1 тыс. игроков".

Эти заключения не просто отражают сценарий банковской системы, но и подтверждаются статистикой. Всего за период с 2011 г. в стране ликвидированы 7965 МФО, из которых 1771 организаций (22,2%) - за 2016 г. и 265 (3,3%) - за первые 3 месяца 2017 г., в т.ч. за март-месяц отозваны 105 лицензий. Темпы возникновения новых МФО не уравновешивают скорость их убыли: так, в 2016 г. зарегистрировано 475 организаций (3,7 раза больше, чем ликвидировано), за первые 3 месяца текущего года - 140 организаций (в 1,9 раза больше).

 
Новое в отчетности СРО в сфере финансового рынка
04.04.2017

Новое в отчетности СРО в сфере финансового рынка

Введены новые формы отчетности СРО перед ЦБР

С 31 марта с.г. вступило в действие указание ЦБР от 13 января 2017 г. N 4262-У, которым утверждены формы Отчета о деятельности СРО в сфере финансового рынка и Отчета о персональном составе органов такой СРО.

Отчетность представляется в Банк России в соответствии с требованиями указания Банка России от 21 декабря 2015 г. N 3906-У, однако с учетом особенностей, установленных рассматриваемым указанием.

В том числе, отчетность по форме 0420850 "Отчет о деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка" представляется в ЦБР ежеквартально по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (квартала).

Отчетность по форме 0420851 "Отчет о персональном составе органов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка" представляется в ЦБР не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или после даты изменения сведений о персональном составе органов СРО.

Указанием уточняется, что в случае исправления СРО в своей отчетности неверных или неактуальных значений показателей исправленную отчетность требуется представить в ЦБР в течение 10 рабочих дней, считая от даты выявления подобных фактов.

Отчетность необходимо представлять в ЦБР вместе с сопроводительным письмом, в которое включается следующая информация: полное наименование СРО, ИНН и ОГРН последней, ФИО руководителя, информация о составе представленных документов (с указанием исходящей даты сопроводительного письма и его регистрационного номера). Если отчетность представлена в ответ на полученное предписание или запрос ЦБР, в сопроводительном письме указывается также информация о дате и номере предписания или запроса.

Отчетность представляется в Банк России в форме электронного документа, который руководитель СРО обязан перед отправкой подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

 
Объем полномочий Центробанка в сфере статистики вырастет
03.04.2017

Объем полномочий Центробанка в сфере статистики вырастет

В ведение ЦБР перейдет формирование всей внешней статистики РФ

Федеральным законом от 28 марта 2017 г. N 38-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 4 и 57 Закона о Центральном банке и ст. 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". В соответствии с этими изменениями мегарегулятор приобретает полный объем полномочий по формированию данных статистики внешнего сектора экономики.

На текущий момент Центробанк ведает только статистическим учетом прямых инвестиций в страну и за рубеж, однако предусмотренные новым законом изменения передают ЦБР функции по составлению платежного баланса, международной инвестиционной позиции, статистики внешней торговли услугами, государственного внешнего долга, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Россию и из России за рубеж.

С этой целью законом предусмотрено наделение Банка России полномочиями самостоятельно формировать и утверждать статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения.

Предоставление Банку России респондентами (органами исполнительной власти и юрлицами) первичных статистических данных для осуществления им перечисленных функций осуществляется в установленном ЦБР порядке и исключительно на безвозмездной основе.

 
Центробанк снизил ставку до 9,75% и обуздал инфляцию
27.03.2017

Центробанк снизил ставку до 9,75% и обуздал инфляцию

Информация с пресс-конференции председателя ЦБР Э.С. Набиуллиной

Однажды А.Б. Чубайс пообещал поставить памятник председателю ЦБР Э.С. Набиуллиной, если она доведет инфляцию до планки таргетирования в 4%. Вероятно, по итогам текущего года такой памятник действительно может появиться.

Во всяком случае, это вытекает из прогноза экспертов Центробанка. С цифрами прогноза Э.С. Набиуллина познакомила общественность в ходе пресс-конференции, проведенной 24 марта 2017 г. Как сообщила Эльвира Сапхизадовна, при сохранении регулятором умеренно жесткой денежно-кредитной политики годовой темп прироста потребительских цен до конца текущего года снизится до 4%, чему благоприятствует высокий урожай за период 2015-2016 гг., значительно снизивший цены на плодоовощную продукцию и замедливший темпы продовольственной инфляции. Кроме того, по оценкам Центробанка, снизились риски недотаргетирования к концу года. Это позволяет регулятору заявлять, что инфляция будет поддерживаться вблизи таргета на протяжении 2018-2019 гг.

Кроме того, Банком России в 2017 г., при консервативности подхода к прогнозированию, предсказывается рост ВВП на 1-1,5% и повышение устойчивости национального хозяйства к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.

Перечисленные положительные тенденции позволили Совету директоров Банка России, несмотря на сохраняющуюся в долгосрочной перспективе неопределенность на рынке углеводородов, принять долгожданное решение о снижении ключевой ставки до 9,75%.

economic-forecasting.jpg

При сохранении наблюдаемых позитивных трендов и текущей динамики восстановительных процессов Центробанк планирует еще несколько снижений процентной ставки. Эльвира Набиуллина пояснила, что снижение не будет цикличным, поскольку для того отсутствуют должные основания. Снижения ставки будут осуществлять не по какому-то графику, не в рамках некоего цикла (такого цикла попросту не существует), но, что называется, смотря по обстоятельствам, т.е. в зависимости от стабильности российской экономики. Следующее заседание Совета директоров ЦБР по вопросу об уровне ставки намечено на 28 апреля 2017 г.

(Напомним, что с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования ЦБР приравнено к значению ключевой ставки, самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.)

 
Смены председателя в Центробанке не произойдет
24.03.2017

Смены председателя в Центробанке не произойдет

Президент внесет кандидатуру Э.С. Набиуллиной в Госдуму в качестве главы ЦБР

В конце июня 2017 г. истекает срок полномочий нынешнего председателя Центрального банка Российской Федерации Эльвиры Сапхизадовны Набиуллиной, которая возглавляла главный банк страны с июня 2013 г. Согласно действующему законодательству, за три месяца до окончания срока Президент РФ обязан внести в Государственную Думу на рассмотрение новую кандидатуру, т.е. это произойдет в ближайшее время.

Кто может возглавить мегарегулятор, стало известно во время встречи В.В. Путина и Э.С. Набиуллиной 22 марта (в среду) 2017 г. В ходе упомянутой встречи действующий глава Центробанка отчиталась о проделанной работе, о нерешенных на сегодняшний день вопросах, а также о достижениях регулятора за истекшие 4 года. В числе важнейших успехов Эльвира Сапхизадовна отметила:

а) восстановление капитала и прибыли банков до уровня 2014 г. после финансового кризиса;
б) увеличение суммы страхования банковского вклада в 2 раза;
в) создание аналога SWIFT;
г) строительство инфраструктуры для приема карт собственной, национальной ПС "Мир";
д) снижение объемов незаконного вывоза денежных средств за рубеж в 9 раз.

Подводя итоги встречи, Владимир Путин выразил свое удовлетворение работой Э.С. Набиуллиной и заявил о своем намерении выдвинуть ее кандидатуру на второй срок в качестве главы ЦБР:

"Эльвира Сахипзадовна, Вы возглавили Центральный банк в сложное и для мировой, и для российской экономики время... Совершенно очевидным является то обстоятельство, что Центральный банк под Вашим руководством сделал очень многое для стабилизации ситуации в экономике в целом, для стабильного развития банковского сектора, да и всей финансовой сферы. Я очень рассчитываю на то, что наше ведущее финансовое учреждение, главный финансовый регулятор под Вашим руководством будет действовать так же независимо, так же уверенно будет себя вести, будет принимать нужные и своевременные решения. И, рассчитывая на это, намерен внести Вашу кандидатуру в Государственную Думу на следующий срок в качестве Председателя Центрального банка Российской Федерации".

Источник: kremlin.ru

 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама