СПС "ПрофТест"
Учебный Центр "ПрофТест"












Об установлении признаков возможной связанности лица с кредитной организацией
09.01.2017

Об установлении признаков возможной связанности лица с кредитной организацией

   С 01.01.2017 года перечень обязательных нормативов банков дополнен нормативом максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных лиц) Н25.
   Указанием Банка России от 17.11.2016 N 4203-У "О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией", вступившм в силу 01.01.2017, установлены, в частности, следующие признаки возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией:

  • наличие у кредитной организации и (или) ее аффилированных лиц полномочий управлять деятельностью лица (лиц), прямо не вытекающих из владения акциями (долями) лица (лиц), или полномочий назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины коллегиального исполнительного органа или избирать более половины совета директоров (наблюдательного совета) лица (лиц);
  • наличие рисков по операциям (сделкам) кредитной организации и (или) ее аффилированных лиц с лицом (лицами), существенно превышающих риски по операциям (сделкам) третьих лиц с лицом (лицами);
  • наличие операций (сделок), совершаемых кредитной организацией с лицом (лицами) не по рыночной стоимости, существенным образом влияющих на размер собственных средств (капитала) кредитной организации и значения обязательных нормативов;
  • наличие операций (сделок), осуществляемых кредитной организацией и (или) ее аффилированным лицом (аффилированными лицами) и лицом (лицами) с одним и тем же кругом контрагентов, в результате проведения которых более 30 процентов ссудной и приравненной к ней задолженности, и (или) портфеля ценных бумаг, и (или) иных видов активов либо условных обязательств кредитного характера кредитной организации и (или) ее аффилированных лиц и лица (лиц) сформированы вследствие операций с данным кругом контрагентов и др.

   Указанием предусматривается, что признаки возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией не распространяются на юридических лиц, которые:

  • входят в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009;
  • входят в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации;
  • являются организациями оборонно-промышленного комплекса и выполняют (реализуют) государственный оборонный заказ в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • прямо или косвенно контролируются федеральными и муниципальными органами власти, государственными корпорациями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
 
О порядке принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией
09.01.2017

О порядке принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией

С 01.01.2017 года перечень обязательных нормативов банков дополнен нормативом максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных лиц) Н25. 01.01.2017 вступило в силу Указание Банка России от 17.11.2016 N 4205-У "О порядке принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), на основании мотивированного суждения, направления требований кредитной организации и рассмотрения обращений кредитной организации". 
  Документом, в частности, устанавливается:

  • порядок и основания вынесения мотивированного суждения о необходимости признания лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц);
  • порядок, сроки подготовки и содержание мотивированного заключения о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией;
  • порядок и сроки рассмотрения заключения Департаментом банковского надзора Банка России и подготовки заключения по результатам такого рассмотрения;
  • порядок и основания принятия решений о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией;
  • порядок и основания принятия решений о прекращении процедуры признания лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией, в связи с отсутствием (недостаточностью) оснований;
  • порядок и основания принятия решений о необходимости проведения дополнительных мероприятий по подтверждению признаков возможной связанности;
  • механизм получения дополнительной информации в случае принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о необходимости ее получения;
  • порядок обжалования кредитной организацией требования о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц). По результатам рассмотрения заявления кредитной организации об обжаловании требования Председателем Банка России принимается решение об отказе в удовлетворении заявления или об отмене требования.
 
Иностранные финансовые инстументы - правовой статус в российском законодательстве
02.01.2017

Иностранные финансовые инстументы - правовой статус в российском законодательстве

 

Буквально накануне нового года - 30 декабря 2016 гда  Минюстом зарегистрирован Федеральный закон от 28.12.2016 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты", который дал определение термину "иностранные финансовые инструменты", а также в ряд федеральных законов, содержащих нормы о запрете для определенной категории лиц владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, внес дополнения о том, что указанное в них понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, предусмотренном данным законом.
 

Согласно Статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"
под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

  • ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
  • доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;
  • договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
  • учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
  • договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
  • кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.

 

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k09.jpg

 
О применении главы Д плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях
27.12.2016

О применении главы Д плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях

   Министерство юстиции Российской Федерации ОТКАЗАЛО в государственной регистрации Указания Банка России от 17.11.2016 N 4198-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", предусматривающего отмену Главы Д Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и внесение изменений в характеристику внебалансовых счетов N N 91202, 91203, с 1 января 2017 года. В соответствии с разъяснениями Банка России, Положение Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" будет действовать в редакции, не учитывающей указанные изменения.

До отмены Главы Д Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях рекомендуется использовать в работе Информационное письмо Банка России от 03.10.2016 N ИН-04-41/69 "О неприменении мер к кредитным организациям, осуществляющим депозитарную деятельность".


  

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k16.jpg

 
О форме согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными
23.12.2016

О форме согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными



   01.04.2017 вступит в силу Приказ ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ "Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы".
   В соответствии с требованиями НК РФ сведения, составляющие налоговую тайну, могут стать общедоступными, в том числе с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом. В целях реализации данных положений ФНС России утверждены форма согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, формат представления данного согласия в электронной форме и порядок заполнении формы согласия.

 
О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации
23.12.2016

О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации

 

   26.12.2016 вступит в силу приказ Минфина России от 23.11.2016 N 215н "О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации". 

   Документы Международных стандартов финансовой отчетности, указанные в приказе Минфина от 23.11.2016 N 215н, вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения организациями - со дня их официального опубликования; для обязательного применения организациями - в срок, указанный в документе.

   В соответствии с приказом введен в действие на территории РФ :

  • документ Международных стандартов финансовой отчетности "Классификация и оценка операций по выплатам на основе акций (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 2)".

 

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k16.jpg

 
ФНС России уточнил порядок оформления платежного поручения на перечисление налога иным лицом
22.12.2016

ФНС России уточнил порядок оформления платежного поручения на перечисление налога иным лицом

 

Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ дополнил Налоговый кодекс РФ нормой о возможности уплаты налоговых платежей за налогоплательщика иным лицом.

В целях исполнения указанной нормы ФНС России разработаны правила заполнения платежных поручений.

В частности определены:

1. Порядок указания информации в платежном поручении плательщиком налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации

  • в поле "ИНН" плательщика указывается значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется;
  • в поле "Плательщик" - информация о плательщике, осуществляющем платеж (наименование ЮЛ или ФИО физлица);
  • в поле "Назначение платежа" - ИНН и КПП (для физических лиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//". Данные реквизиты указываются в первых позициях по отношению к иной дополнительной информации, указываемой в поле "Назначение платежа";
  • в поле "101" "Статус плательщика" - статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется.

    Следует иметь в виду, что для данной категории плательщиков Правилами не предусмотрен новый статус.

    2. Порядок составления кредитными организациями:
  • реестра к платежному поручению на общую сумму по принятым от иных физических лиц распоряжениям о переводе денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика - физического лица по уплате налоговых платежей

   3. Порядок составления кредитной организацией по каждому платежу распоряжений о переводе денежных средств без открытия счета, принятых от физических лиц, в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k04.jpg

 
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 29.12.2016
19.12.2016

В целях совершенствования системы обучения в целях ПОД/ФТ сотрудников кредитной организации:

КУРСЫ:

1. Курс 1.21 "Идентификация клиентов - физических лиц в целях ПОД/ФТ" реконструирован (изменена тематика) и дополнен новыми вопросами (всего 45 вопросов).

Тематика курса:

  • Общие вопросы по идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ.
  • Порядок идентификации клиентов - физических лиц.
  • Требования к документам и сведениям, представляемым для  проведения идентификации клиентов.
  • Выявление ИПДЛ, РПДЛ.
  • Проверка деятельности клиентов на предмет участия в экстремистской деятельности и терроризме.
  • Особенности идентификации клиентов - физических лиц  при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок.
  • Оценка степени (уровня) риска.
  • Порядок фиксирования сведений, полученных при проведении идентификации клиентов - физических лиц.

2. Разработан новый Курс 1.1013 "Идентификация клиентов - юридических лиц в целях ПОД/ФТ" (45 вопросов).

Тематика курса:

  • Общие вопросы по идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ.
  • Порядок идентификации клиентов - юридических лиц.
  • Идентификация представителей, выгодоприобретаталей, бенефициаров.
  • Требования к документам и сведениям, представляемым для  проведения идентификации клиентов.
  • Проверка деятельности клиентов на предмет участия в экстремистской деятельности и терроризме.
  • Оценка степени (уровня) риска.
  • Порядок фиксирования сведений, полученных при проведении идентификации клиентов.

3. Разработан новый Курс 1.1015 "Случаи отказа в обслуживании клиенту по инициативе кредитной организации в целях ПОД/ФТ" (35 вопросов).

Тематика курса:

  • Общие вопросы.
  • Отказ от заключения договора банковского счета (вклада).
  • Отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  • Расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.
  • Взимодействие с Банком России по получению информации о случаях отказов.
  • Порядок предоставления сведений о случаях отказов.
  • Меры ответственности.

 

 

 

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k15.jpg

 
О порядке заполнения платежных поручений в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов
15.12.2016

О порядке заполнения платежных поручений в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов

 

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

В целях своевременного поступления в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств, перечисляемых плательщиками в счет уплаты страховых взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов ФНС России своим Письмом от 05.12.2016 N ЗН-4-1/23090@"О проведении разъяснительной работы" напоминает о порядке заполнения платежных поручений в уплату страховых взносов.

Особое внимание обращено на заполнение следующих реквизитов:

  • в полях "ИНН" и "КПП" получателя средств - указывается значение "ИНН" и "КПП" соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле "Получатель" - указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле код бюджетной классификации - указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба.

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k04.jpg

 
Новая Доктрина информационной безопасности России
08.12.2016

Новая Доктрина информационной безопасности России

Знаковый документ затрагивает также вопросы информационной безопасности банков

Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 утверждена новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которой заменяется устаревшая и в нынешних условиях нефункциональная Доктрина-2000.

Новая Доктрина рассматривается аналитиками преимущественно как программный документ реализации государственной политики Российской Федерации в фазе перехода к информационному обществу. Однако такое мнение несколько однобоко и в действительности, несмотря на внешную политизированность, Доктрина затрагивает, в том числе, информационное обеспечение банковской деятельности.

Во-первых, на рождение этого документа повлияли события 20 марта 2013 г., связанные с хакерскими атаками в Южной Корее, парализовавшими работу крупнейших финансовых организаций, а также последующий рост угроз со стороны киберпреступности против российских банков за период с 2014 по 2016 гг., включая событие 5 декабря текущего года.

Во-вторых, уже в вводной части Доктрины (абз. "г" п.2) экономические меры по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления включены в число мер по обеспечению информационной безопасности.

В последующем тексте документа полнее раскрывается значение Доктрины для защиты российских банков в киберпространстве. Так, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка объявлены в Доктрине участниками системы обеспечения информационной безопасности, а Центральный банк Российской Федерации внесен в список органов и структур, составляющих организационную основу системы обеспечения информационной безопасности (п.33). Тем самым предполагается, что использование кредитно-финансовыми организациями средств защиты от киберугроз будет планово координироваться между банками и прочими участниками системы обеспечения ИБ на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с банками (абз. "ж" п.2, п.30).

Утвержденная Доктрина ожидаемо приведет к изменениям в действующем законодательстве, в частности, как вытекает из положений абз. "а" п.23, произойдет внесение изменений в 4 законодательных акта и вступление в действие нового федерального закона - в настоящий момент законопроекта N 47571-7 "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

Данным законопроектом, который вступит в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2018 г.), устанавливаются основные принципы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, под которой понимается совокупность таких объектов, как информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети государственных  органов и т.д. Помимо прочего, законопроект относит к объектам критической информационной инфраструктуры информационно-телекоммуникационные сети, функционирующие в кредитно-финансовой сфере.

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k17.jpg

 
Вебинар "Обзор изменений правового регулирования крупных сделок" состоится 6 декабря в 10:00ч. мск.вр.
06.12.2016

Бесплатный вебинар по изменениям в банковском законодательстве:

"Обзор изменений правового регулирования крупных сделок"


Доступ к материалам вебинара >>>


 Агентство "ВЭП" приглашает Вас 6 декабря 2016г. (вторник) в 10:00 ч. по московскому времени принять участие в бесплатном вебинаре.

Анонс вебинара:

С 1 января 2017 года вступит в силу федеральный закон от 03.07.2016 N 343-ФЗ, устанавливающий новые правила совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, сторонами которых выступают хозяйственные общества, изначально были выделены законодателем как один из механизмов защиты прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота в целом и участников хозяйственных обществ в частности. С другой стороны, нарушение установленной процедуры совершения указанных сделок, может повлечь признание их недействительными.

Таким образом, детальная проработанность и последовательное применение норм о крупных сделках и сделках с заинтересованностью важно как для самих хозяйственных обществ, так и для их контрагентов.
Наш эксперт расскажет об изменениях правового регулирования крупных сделок.

Программа вебинара:

  1. Вступление.
  2. Правовое регулирование крупных сделок.
  3. Правовое регулирование крупных сделок, являющихся одновременно сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
  4. Ответы на вопросы участников.

Продолжительность вебинара - не более 1 часа.

К участию приглашаются:

  • Руководители высшего звена
  • Главные бухгалтеры банков и филиалов 
  • Руководители и специалисты отделов кредитования юридических лиц
  • Руководители и специалисты отделов по работе с ценными бумагами
  • Руководители и специалисты СВК
  • Руководители и специалисты юридических служб

 

Вебинар проводят:

Болдырь Ирина Александровна

  • преподаватель Учебного центра профессиональной подготовки банковских специалистов Агентства "ВЭП";

 

Эсселевич Евгений Львович

  • заместитель директора Агентства "ВЭП".

Участие в вебинаре бесплатное, по предварительной регистрации.

Подробнее с технологией вебинара можно ознакомиться на сайте Агентства "ВЭП" в разделе Вебинары.

Заявку на участие, а также вопросы по теме вебинара можно направить заранее, на адрес: webinar@vep.ru

Запланируйте участие в нашем вебинаре!

 

<<< ДОСТУП К МАТЕРИАЛАМ ВЕБИНАРА >>>

Глобус вебинары.gif
 
Владимир Путин о двухкомпонентной банковской системе завтрашнего дня
02.12.2016

Владимир Путин о двухкомпонентной банковской системе завтрашнего дня

putin.jpg1 декабря 2016 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. Большое внимание в своем послании (6 минут выступления) Президент уделил нынешнему состоянию и перспективам банковской системы России.

Данный предмет Владимир Владимирович начал с рассмотрения больных моментов. Так, отметив, что хотя "импортозамещение" кредитов для российских компаний и является состоявшимся фактом (причем это достижение, положительно сказавшееся на стабилизации ситуации в банковской системе), в остальном доступность финансовых ресурсов как для организаций, так и для граждан все еще остается низкой. Причиной тому В.В. Путин назвал как удорожание внутренних заимствований, так и внешние факторы.

Однако, по мнению Президента, в России на текущий момент сложились в целом относительно благоприятные условия для удешевления банковского кредита (в особенности благодаря снижению инфляции), что имеет большое значение в плане возможностей реализации крупных экономических проектов. Если сегодня использовать открывающиеся возможности и обеспечить национальной экономике доступное финансирование, то все эти проекты будут претворены в жизнь. Как бы то ни было, пока кредитование бизнеса, промышленности "демонстрирует неустойчивую динамику".

Далее Президент с конкретными цифрами на руках сообщил о принятых государством мерах антикризисной поддержки банковского бизнеса за период 2015-2016 гг. В рамках борьбы с кризисом в банковскую систему были направлены 827 млрд. рублей. В итоге банкам не просто удалось остаться на плаву, но более того - восстановить рентабельность: прибыль по всему сектору за 10 месяцев уходящего года составила 714 млрд. рублей против 193 млрд. за тот же период прошлого года.

В.В. Путин подчеркнул, что вопреки ожидаемому росту кредитования реального сектора, ответной реакцией на правительственные меры со стороны банков стало, напротив, снижение совокупного объема кредитов. И объяснить такое снижение, по мнению Президента, невозможно курсовыми колебаниями рубля. Здесь Владимир Владимирович вновь вернулся к первоначальной теме кредитования реального сектора и доступности кредитов, резюмировав сказанное выводом, что развитие доступного кредитования зависит от наличия устойчивых банков, обладающих большими капиталами.

Эту мысль В.В. Путин продолжил положительным отзывом в адрес Центробанка РФ, оценив деятельность которого по ликвидации банков, ведущих сомнительные финансовые операции, как последовательную и решительную. Президент заверил, что работа ЦБР по оздоровлению банковской сферы продолжится - и продолжится в прежнем ключе, с очисткой сектора от слабых игроков. Тем самым Президент, прямо не говоря, подтвердил неизменность намерений Банка России поощрять дальнейшую концентрацию банковского капитала в рамках политики пропорционального регулирования. Результатом такой политики В.В. Путин видит быстрое оживление национальной экономики и подъем кредитования реального сектора.

Далее Президент подчеркнул важность кредитования именно реального сектора экономики, а не инвестирования в финансовые инструменты. С этой целью потребуется создать специальные стимулы для банков, а возможно, придется и ознакомиться с иностранным опытом по ограничению вложений в деривативы и тому подобные инструменты. Хотя при этом, настоял Владимир Владимирович, при анализе зарубежного опыта важно избежать слепого заимствования, как это часто делается в России, - механического копирования без учета местной специфики, учета особенностей структуры нашего хозяйства.

Владимир Владимирович коснулся и вопроса о небанковском финансовом секторе. Президент обратился к Правительству и Банку России с предложением совместными усилиями заняться программой развития означенного сегмента финансового рынка в интересах экономического роста без дисбалансов и образования пузырей, чтобы небанковские организации послужили зонами привлечения средств инвесторов и граждан.

Закрывая тему кредитно-финансовой системы в своем послании, В.В. Путин затронул значимую роль региональных банков в кредитовании малого бизнеса, финансовая поддержка которого, несмотря ни на что, продолжает снижаться. Совершенно очевидно, что крупнейшие банки не ориентированы на помощь СМП, следовательно, специализироваться в данном направлении могут лишь небольшие региональные банки, для чего правительству необходимо создать благоприятные условия. В.В. Путин увязал такие условия в первую очередь со смягчением регулирования и надзора, поскольку требования международных стандартов уместны в отношении крупных банков, хотя и в данном случае иногда слишком строги (этот вопрос Путин предпочел не развивать, сославшись на осведомленность специалистов). В отношении региональных банков должны действовать значительно более упрощенные требования. "Причем никаких рисков для банковской системы в целом это, безусловно, создать не может, учитывая их скромную долю во всей банковской системе - всего 1,5 процента от всех банковских активов".

Как следствие, в стране сложится двухкомпонентная банковская система - из крупных и региональных банков, - в которой каждый клиент (в т.ч. субъект малого предпринимательства) сможет найти себе банк, наиболее соответствующий потребностям. Малый бизнес будет обслуживаться малыми, региональными банками, что освободит его от неравной конкурентной борьбы за кредитные ресурсы.

"Конечно, фундаментальное условие остается неизменным: каждый из уровней банковской системы должен быть здоровым и устойчивым, чтобы и клиенты, и вкладчики могли быть уверенными в защищенности своих средств", - подытожил В.В. Путин.

Фрагмент выступления Президента

 
Законопроект ЦБР о санации кредитных организаций
01.12.2016

Законопроект ЦБР о санации кредитных организаций

Новости для кредитных организаций

Нынешней осенью Банком России подготовлены два законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)" разработан с целью установления в российском законодательстве о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций дополнительных механизмов финансового оздоровления, т.е. восстановления капитала банка до соблюдения минимально установленных нормативов достаточности капитала.

Законопроект требует внесения изменений в следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности";
  • Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Согласно законопроекту, меры и процедуры, применяемые Банком России в целях финансового оздоровления кредитных организаций, предусматривают использование средств Банка России и могут включать в себя:

  • приобретение акций (долей в уставном капитале) КО, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, в том числе по цене выше их номинала;
  • предоставление санируемой КО субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов);
  • предоставление КО, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, кредитов, размещение депозитов, выдача банковских гарантий;
  • осуществление продажи акций (долей в уставном капитале) КО, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, в том числе по цене, ниже цены их приобретения Банком России. Продажа банка, прошедшего в соответствии с законопроектом процедуру рекапитализации, является конечной целью управления им.

Полный текст законопроекта можно скачать с сайта Ассоциации российских банков, которая приглашает деловое сообщество к обсуждению этого документа.
 

bankdynamics.jpg

Нисходящая динамика числа банков в РФ с 2006 по 2016 (по состоянию на 1 ноября каждого года): зеленая линия - все банки; оранжевая линия - банки с капиталом св. 300 млн. руб.

Банк России объясняет разработку данного закона необходимостью сократить на 30% объемы средств, выделяемых им на финансовое оздоровление банков, и повысить эффективность контроля за использованием средств, направляемых на цели санации. Другими предполагаемыми выгодами от введения закона в действие ожидаются (а) исключение зависимости финансового оздоровления банков от финансового состояния коммерческой организации-санатора и (б) создание равных конкурентных условий деятельности санируемых банков и иных действующих кредитных организаций.

 
Законопроект ЦБР о пропорциональном регулировании
30.11.2016

Законопроект ЦБР о пропорциональном регулировании

Новости для кредитных организаций

Нынешней осенью Банком России подготовлены законопроекты о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Законопроект о пропорциональном регулировании предусматривает разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. Датой вступления в силу федерального закона указано 1 января 2018 г.

Законопроект требует внесения изменений в следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности";
  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
  • Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Согласно законопроекту ЦБР, банком с универсальной лицензией называется банк, который имеет право осуществлять следующие операции:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в п.1 настоящей части привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Банком с базовой лицензией признается банк, который имеет право осуществлять операции:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в п.1 настоящей части привлеченных средств от своего имени и за свой счет резидентам Российской Федерации - субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, кредитным организациям, а также в ценные бумаги, соответствующие требованиям, установленным ст.24 настоящего федерального закона, а также путем участия в отношениях по предоставлению несколькими кредиторами денежных средств заемщику (заемщикам) - юридическим лицам - резидентам Российской Федерации в рамках одного договора;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады драгоценных металлов и размещение драгоценных металлов резидентам Российской Федерации, - субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, кредитным организациям;
8) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Минимальный размер собственных средств (капитала) с 1 января 2018 г. устанавливается:

  • для банка с универсальной лицензией - в сумме 1 млрд. руб.;
  • для банка с базовой лицензией - в сумме 300 млн. руб.

При этом банк с универсальной лицензией, имевший на 1 января 2018 г. собственные средства (капитал) в размере менее 1 млрд. руб., но не менее 300 млн. руб., для продолжения своей деятельности должен не позднее 1 января 2019 г. в установленном Банком России порядке получить базовую лицензию или изменить статус на статус НКО, или получить статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций.

Полный текст законопроекта можно скачать с сайта Ассоциации российских банков, которая приглашает деловое сообщество к обсуждению этого документа.

В целом законопроект вызвал немало возражений. Так, президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, признавая необходимость пропорционального регулирования в банковской системе, отметил, что принимать специальный закон для этого необязательно. На заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности 24 ноября 2016 г. исполнительный вице-президент РСПП А.В. Мурычев сделал предложение передвинуть срок вступления в силу закона хотя бы до января 2019 г., чтобы банки имели возможность подготовиться к нововведениям.

Вице-президент Ассоциации "Россия" А.В. Ветрова предлагает отодвинуть срок на 1 января 2020 г., а кроме того, указывает на такие последствия принятия этого закона, как лишение кредитных портфелей 50% банков, после чего последуют снижения остатков на счетах (до 25% по оценкам Ассоциации) и депозитах (до 40%) юрлиц. Ветрова приводит результаты опроса, проведенного Ассоциацией "Россия", согласно которому 63% банков подчеркивают несоответствие предлагаемых ЦБР изменений их бизнес-модели.

 
Ограничений в наличных расчетах не предвидится
29.11.2016

Ограничений в наличных расчетах не предвидится

Новости для кредитных организаций

В интервью телеканалу "НТВ" вице-премьер Игорь Иванович Шувалов опроверг информацию о возможном введении Правительством РФ ограничений на расчеты наличными в размере свыше 300 тыс. рублей, несмотря на прогнозы главы Сбербанка России Германа Грефа касательно ожидаемого сокращения массы наличных в обращении в течение ближайших 10 лет.
И.И. Шувалов считает причинами отказа от законопроектов об ограничении наличных расчетов неготовность российских граждан к резкому переходу на безналичные расчеты: во-первых, из-за неверия в эффективность последних, а во-вторых, из-за относительно слабого развития интернет-коммуникаций, отсутствующих сегодня в ряде населенных пунктов страны.
По мере постепенного преодоления обеих проблем, как отметил И.И. Шувалов, россияне самостоятельно перейдут на безналичные расчеты по аналогии с Евросоюзом, чей опыт вице-премьер оценивает положительно.
При этом, в соответствии с Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", действуют ограничения на расходование наличных денег в валюте РФ, поступивших в кассу участника наличных расчетов за счет продажи товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг, получения страховых премий или с его банковского счета, за исключением следующих случаев:

  • выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
  • выдача наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
  • выдача наличных денег работникам под отчет.
 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама